На прошлой неделе состоялось первое открытое заседание по делу о косвенной экстремистской деятельности небезызвестного нашим читателям проповедника самосочиненной религии Александра Хиневича («ВО – Неделя» № 46 от 12.11.08 и № 51 от 17.12.08). Напомним, что после наших публикаций староверы-инглинги (как они себя называют) буквально атаковали нашу редакцию гневными письмами. И мы, конечно, не могли остаться в стороне, когда представилась возможность увидеть и услышать, как они поведут себя со служителями Фемиды. Достаточно сказать, что за полдня заседания судья так и не смог приступить к рассмотрению дела из-за многочисленных эмоциональных протестов: толпа бородатых староверов вела себя несдержанно и порой агрессивно. В зале даже звучали вопросы вроде: «А ты ваще русский?..»
В этот раз в вестибюле суда собралось десятка три мужчин от 20 до 50 лет – высоких, бородатых и длинноволосых. Женщин почти не было. Так что «затеряться в толпе» мне не удалось бы.
Несмотря на то, что слушания были объявлены открытыми, жаждущие староверы сначала не смогли попасть туда. Судебный пристав долго и тщетно пытался объяснить, что зал здесь маленький и всех желающих вместить не может. И без того наэлектризованная толпа, пришедшая защищать своего «учителя», этой новости не обрадовалась: громогласные мужики наперебой заявляли свое право присутствовать на открытом процессе.
В перерыве к общему реву присоединились и адвокаты. «Если сейчас не пустят, придется прекращать процесс. Последователей не пускают. Вы последователь старой веры?» – начал опрашивать присутствовавших в зале один из адвокатов. В итоге после ходатайства судье часть желающих в зал была допущена. Верующие готовы были сидеть хоть по трое, хоть на подоконниках, лишь бы быть непосредственными свидетелями суда, который они, по всей видимости, воспринимают не иначе как посягательство на свое мировоззрение. Причем и здесь они вели себя достаточно агрессивно: ругались из-за каждого места в зале. Мой сосед по лавочке – студент юрфака – отказался быть третьим и сидеть как курица на насесте. Один из староверов, помоложе других, повернулся к нему и сурово спросил: «Ты в Омске живешь? А кто по национальности?»… Напомним, что ранее Хиневич отрицал, что его учение стимулирует националистические настроения среди сподвижников.
Сам «виновник торжества», отец Александр, не в пример его адвокатам, выглядел устало, говорил негромко, а в перерыве пил таблетки. Правда, на шарфе и свитере у него победно красовались стилизованные свастики. Впрочем, и последователи отца Александра свастик не стеснялись, при личной беседе продемонстрировали мне свои нательные коловороты. «Если с нас их снимут, мы их на лбу себе выколем», – «пошутил» один из староверов.
Справедливости ради стоит сказать, что свастика остается самым неоднозначным символом современной культуры. Она – одна из самых древних и широко распространённых – появилась в палеолите и была унаследована практически всеми народами мира. У свастики как символа много значений, у большинства народов они были положительны до эпохи фашизма, а в современной западноевропейской культуре свастика устойчиво ассоциируется именно с гитлеровским режимом и идеологией, посему ее используют в том числе неофашисты. В каком качестве ее используют в данной организации, и предстоит разобраться суду.
Впрочем, процесса, на который так стремились попасть последователи гражданина Хиневича, как такового не состоялось. И судья, и государственный обвинитель весь день только и успевали рассматривать одно ходатайство за другим. В чем их только не обвинили господа адвокаты! Как они только не пытались отложить или закрыть дело! По их словам, и судья и прокурор прямо или косвенно заинтересованы в скорейшем исходе дела, а судья, как и все мировые судьи региона, по словам адвокатов, вообще признан нелегитимным. (Они, правда, не знали, что этот формальный законодательный пробел уже давно устранен.) В общем, судья не судья, прокурор не прокурор, правды искать негде, и тому подобное по десятому кругу. А еще, на взгляд адвокатов, дело нужно было отложить, потому что староверам не разрешили снимать судебное заседание на видеокамеру, адвокатам не предоставили доказательств и не дали с ними ознакомиться, и так далее, и так далее.
Я перечислила только часть ходатайств, поданных в этот день (суд длился с половины одиннадцатого утра и почти до пяти вечера). Каждый из трех адвокатов сидел с увесистой стопкой бумаг, из которой только и успевал доставать очередное ходатайство. Стоит ли говорить, что прокурор постоянно листал страницы кодекса, пытаясь опротестовать «метеоритный дождь» из ходатайств, а судье то и дело приходилось объявлять перерывы. Стоит ли говорить, что все вызванные по повестке люди уныло слонялись по коридорам суда, ожидая приглашения. И стоит ли предполагать, что им еще не раз придется безрезультатно ждать целый день? Не удивлюсь и тому факту, если спустя некоторое время очередной суд не продвинется дальше рассмотрения ходатайств.
На данный момент слушание было отложено на 17.02.09 (15.00) в связи с тем, что о. Александр не явился в суд 12 февраля по состоянию здоровья. Он в больнице.
P. S. Свой репортаж я попыталась написать максимально объективно. Несмотря на обвинения присутствовавших староверов в том, что все мы пишем о них заказные и проплаченные сверху статьи. Почему они уверены в том, что мы заинтересованы в моральном унижении данной организации, мне не ясно. «Липовые» сенсации лучше расходятся на скандалах со звездами, а не на небольшой религиозной организации, которая детей не ест, банки с водой не заряжает и зарин в метро не распыляет. Могу заверить, что при написании этих материалов ни один чиновничий кошелек не пострадал.
СПРАВКА «ВО»
Напомним, что руководителю религиозного объединения староверов-инглингов Александру Хиневичу было предъявлено обвинение в «организации деятельности религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Она предусматривает суровое наказание: от штрафа (100 тысяч – 300 тысяч рублей) до лишения свободы на срок до трех лет.
По данным следствия, Александр Хиневич виновен в том, что, несмотря на запрет суда, продолжил работу «Славянской общины Капища Веды Перуна Духовного управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов» (даже сам адвокат Хиневича затруднился полностью назвать в суде подзащитную организацию). Деятельность этой организации суд запретил в апреле того же года в связи с осуществлением экстремистской деятельности. О том, что отец Александр не прекратил заниматься прежними делами, говорят три факта: в апреле 2005 года он заключил договор с компанией «Комплексные компьютерные системы» на оказание интернет-услуг, продлив таким образом работу сайта этой общины. Позднее организовал издание книги «Славяно-Арийские Веды», которая, как говорится, на полках не залежалась. По данным экспертов-религиоведов, в книге содержатся высказывания экстремистской направленности, в ней культивируется понятие «белой расы». Позднее Хиневич организовал празднование «Высшего дня Перуна», где с использованием экстремистской символики проводил ритуальные обряды и богослужения.
КСТАТИ
Защитники у отца Александра не местные. Еще в ноябре прошлого года на форуме верующие собирали 200 тысяч на московских адвокатов.
От автора
Семеро одного не бьют?
В перерывах мое пребывание в суде превращалось в жаркую баталию: почти каждый из десятка допущенных к слушаниям староверов решил выплеснуть на «представителя вражеской прессы» (цитирую с форума http://old-church.ru/) свои затаенные обиды. Сразу стоит оговориться, что беседа началась с моих слов о том, что я лично против их организации ничего не имею и к свастике как к древнему солярному символу отношусь уважительно, но при этом, являясь гражданином Российской Федерации, чту законы. И если сказано, что разгуливать со свастикой на рукаве нельзя, то я этого и не делаю. Но главное, я уважаю чувства ветеранов Великой Отечественной войны, у которых этот символ скорее ассоциируется не с верованиями древних славян, а с мировым злом. А дальше, как говорится, «начали за здравие, а кончили за упокой». По каким-то неведомым причинам мне пришлось отвечать и за «грехи» автора прежнего материала о Хиневиче, моей коллеги Ксении Углановой, и за «продажность» всех СМИ в целом, и за «неправильную» Конституцию, и за репрессии 1937 года, и за реабилитацию РПЦ в современной России после десятилетий гонений, и даже за грехи нынешнего митрополита Кирилла, по их словам, «нелегально ввозившего в страну алкоголь». Мои редкие попытки уговорить обвинителей дослушать до конца доводы и засыпать меня претензиями хотя бы по очереди заканчивались упреками в том, что я не уважаю старших, сожалением о том, что я получаю зарплату из их налоговых отчислений, перечислением количества оконченных вузов и прочее. К несчастью, конструктивной беседы со многими не получилось, хотя я искренне старалась. Видимо, здесь сработал закон «либо с нами, либо против нас». Либо белый, либо серый. Я думаю, что все люди разные и каждый имеет право на собственную позицию. Это, господа староверы, мое личное мнение.