Список «неприкасаемых»

Общество

Список «неприкасаемых»

В апреле Минпромторг РФ внесет в правительство перечень продовольственных товаров первой необходимости, на которые распространится порядок установления предельных наценок. Эксперты расходятся в оценке реакции рынка на это ограничение, как и на лишение продавцов права взимать с поставщиков так называемое «вознаграждение за объем». Впрочем, Омск в немалой степени застрахован от роста цен на социально значимые продукты и от их вымывания с прилавков.

Не рябчики, но и не сухари
Напомним, что 1 февраля 2010 года вступил в действие Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В нем есть норма, которая позволяет исполнительной власти вмешаться в ценообразование в случае, если в регионе какой-либо продукт за 30 дней подорожает на 30%. Естественно, речь идет не об устрицах, икре и прочих «ананасах и рябчиках», а о социально значимых продуктах, входящих в потребительскую корзину или традиционно покупаемых в семьях с небольшими доходами.
На днях специалисты Минпромторга России направили на согласование в ведомства проект постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров». На его основе правительство может на срок до 90 дней установить предельные розничные цены на тот или иной товар, в случае если за месяц он в регионе подорожал на 30% и более. В перечень Минпромторга вошли говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая, сельдь соленая, масло, молочные продукты, хлеб, бакалея, овощи. Фрукты представлены лишь яблоками. В общем, без особого шика, но достаточно разнообразно и с поставкой организму всех необходимых веществ и достаточного количества калорий.
Кроме того, в Минпромторге составлен еще перечень скоропортящихся продуктов, за которые торговые предприятия не имеют права взимать с постав-щиков так называемое «вознаграждение за объем». Напомним, что по закону о торговле при оптовой покупке продовольственных товаров поставщики могут отблагодарить ритейлера предоставлением 10%-ной скидки. Запрет на эти бонусы для ряда товаров, по мнению чиновников Минпромторга РФ, позволит производителям не закладывать их в отпускные цены и даже привести к снижению розничных цен.
Сейчас завершается процесс согласования этих списков в ведомствах. Когда же их узаконят, следить за ценами в регионах будет Росстат. Его региональные отделения будут до 15 числа каждого месяца направлять в Минэкономразвития данные за предыдущий месяц о динамике розничных цен на продовольственные товары, указанные в перечне. Если потребуется ограничить цены, то министерство подготовит соответствующий правительственный документ, а уж правительство будет решать, утверждать его или нет.
Каким же образом узаконивание «продуктовых списков» Минпромторга отразится на розничных ценах?

— Нынче эксперты разделены на два лагеря. Одни предрекают некоторое падение цен, у других мнение прямо противоположное: цены повысятся, — отмечает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли России (32 крупнейшие розничные торговые сети, в том числе Х5 Retail Group, «Магнит», «Седьмой континент», «Копейка», «Ашан», «Метро», «М-Видео», «Эльдорадо») Илья Болоновский. — Мнение же торгового сообщества: фактически потребитель последствий не почувствует. Закон поменял принципы работы, но для удешевления товаров у нас в стране пока нет экономических оснований. Инфляцию никто не отменял, рост коммунальных платежей продолжается, не забывайте также, что наши производители существенно зависят от поставок импортного сырья, оборудования, упаковки… Повышение цен? Ну, во-первых, у нас остается возможность торговаться за низкую цену с поставщиками, а во-вторых, магазинам высокая цена товара не нужна: это невыгодно покупателям, соответственно, невыгодно и рознице.

 

Нет забора без дыр
В 2009 году оборот розничной торговли в России сократился на 5,5%, однако у торговых сетей годовая выручка значительно выросла (см. табл.). Впрочем, как отмечалось на созванном Минпромторгом РФ Экспертном совете по развитию торговой деятельности, более 44% всей российской розницы приходится на восемь регионов — Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Самарскую и Тюменскую области, Краснодарский край, причем только на Москву — 17,2%. И у городов-миллионников особых проблем с торговлей нет, разве что жалобы на сетевиков, которые пытаются переложить свои издержки на поставщиков через договоры возмездных услуг.
Со своей стороны, ритейлеры напоминают, что российская розничная торговля сегодня формирует до 20% ВВП, не получая ни копейки бюджетных средств, но при этом платит около 20% налогов. И вообще, по их мнению, нет никакой необходимости в дополнительном регулировании торговли, так как ее и так регулируют более 600 нормативно-правовых актов и любая дополнительная мера будет только увеличивать коррупцию и госиздержки.
Однако независимые эксперты и производители отмечают, что и сами ритейлеры не такие уж «белые и пушистые». Не успел закон о торговле толком заработать, как некоторые крупные торговые сети сразу нашли обходные пути получения бонусов, да не в 10%, как это разрешается по закону, а в 30—50%. Например, вынуждают поставщиков снижать закупочную цену товара или заключать договоры на фиктивные «маркетинговые услуги».
Впрочем, результаты исследования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ вносят определенные коррективы в традиционное восприятие «алчных» сетевиков и их «жертв» — поставщиков. Например, любопытным представляется сравнение рентабельностей чистой прибыли у сетей и производите- лей в предкризисный период (см. табл.). И по словам все того же Ильи Болоновского, «в 99 процентах случаев изменение цены на полке супермаркета означает изменение цены поставщиком товара, а не магазином».

Как бы то ни было, но напомним, что еще в ноябре 2009 года крупнейшие поставщики и ритейлеры объединили усилия и в совместных письмах в правительство и Госдуму попросили не принимать некоторые поправки к законопроекту. Они предупреждали, что ограничение по бонусам — очень опасная норма. Последствиями ее введения станут падение продаж, вымывание и сокращение ассортимента отечественной продукции, рост розничных цен, особенно на товары из специального перечня. Легально выплачиваемая оптовая скидка просто превратится в «серую» компенсационную схему, что приведет к коррупции и ценовым конфликтам между производителем и торговой сетью. В общем, пугали качественно и… пожалуй, небезосновательно.

 

За шитом меморандума

Кризис и снижение покупательной способности населения, безусловно, отразились и на торговле. По данным Омскстата, в январе 2010 года суммарный оборот розничной торговли в Омской области составил 13 млрд 434,7 млн руб., что на 4% меньше оборота за аналогичный период прошлого года. И если оборот торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей (вне рынка) по сравнению с январем 2009 г. снизился на 1% и составил 12,04 млрд руб., то продажа товаров на розничных рынках упала на 24,2% — до 1,4 млрд руб.
Оборот оптовой торговли Омской области в январе 2010 года снизился на 15,2% по отношению к тому же месяцу прошедшего года — до 13 млрд 464,3 млн руб. Добавим, что оборот розничной торговли в Омске составляет около 93% оборота по региону.
От возможных «побочных эффектов» законодательных ограничений на бонусы и торговые надбавки Омск в немалой степени подстрахован известным меморандумом сдерживания цен на социально значимые продукты питания и удерживания торговой надбавки на них на уровне 7-10%. Речь идет о таких продуктах, как хлеб «Урожайный» и хлеб «Пшеничный» из муки 1-го сорта, молоко жирностью 2,5%, кефир жирностью 2,5%, сметана жирностью 10-20%, растительное масло (нерафинированное), куриные яйца 2-го сорта.
Напомним, что 14 января с руководством городской администрации этот документ подписали руководители Союза организаций торговли Омской области, сетей «Астор», «Компания Холидей», «Наш магазин». К ним присоединились 29 января торговые сети «Ашан», «Килограмм», «АллаДин». В начале марта меморандум подписали представители еще четырех торговых предприятий Омска: ООО «Лента», ООО СП «Торговый центр «Омский», торговая сеть ООО «Универмаг Домашний» и сеть супермаркетов «Выгодный». Кроме того, к меморандуму намерены присоединиться и омские производители — компании «Манрос» и «Омская макаронная фабрика», которые зафиксируют на низком уровне розничную цену наиболее востребованной продукции.
На своей пресс-конференции в начале марта вице-мэр Евгений Фрезоргер уточнил, что список продуктов, на которые распространяется действие меморандума, будет еще расширяться — добавятся некоторые виды молочной продукции, несколько сортов колбасы, мясо. В итоге в «омский список» войдет около 30 наименований продукции. Причем, по мнению президента Союза организаций торговли Омской области Бориса Сваткова, в условиях достаточно высокой конкуренции на омском рынке продовольственной розницы подобное добровольное ограничение торговых надбавок — это дополнительное преимущество в борьбе за покупателей, а значит и увеличение объемов продаж.
Так что в Омске «список Минпромторга» и так будет в большей степени воспроизведен в меморандуме — документе не директивном, а подписываемом вполне добровольно. Как же на принудительное ограничение торговых надбавок и ликвидацию бонусов отреагирует продовольственный рынок России — это, скорее всего, мы увидим еще раньше, чем первые листочки на деревьях. ?

КОММЕНТАРИИ
Людмила ХРИШПЕНСУ заместитель генерального директора ТЦ «Омский»:
— Наш торговый центр пошел на подписание меморандума по вполне понятной причине: в условиях кризиса надо помочь омичам выживать и сохранять покупательную способность. Кроме того, у нас порядка 40 тысяч покупателей пользуются дисконтными картами со скидкой в пять процентов, так что в итоге уровень цен на продукты первой необходимости — самый демократичный. Естественно, это не благотворительность в чистом виде: какие-то потери на социально значимых продуктах мы компенсируем другими группами товаров. Например, на сыры, макаронные и кондитерские изделия, мясные деликатесы — договоры на их поставки подписаны на выставке ПРОДЭКСПО, прошедшей в Москве 7-11 февраля, и в настоящее время поставки уже пошли. Но вообще я считаю, что в любом случае продавцам надо работать в тесном контакте с производителями, вести тщательный отбор и переговоры, находить взаимоприемлемые решения по ценам, использовать преимущества давнего партнерства и так далее. Эти возможности послужат созданию максимально комфортных условий в сложное для бизнеса время и сохранению покупательной способности населения. Ну а в условиях законодательного ограничения торговых надбавок по такому же пути будут вынуждены пойти и торговые организации в других городах: более тесное взаимодействие со своими поставщиками и, возможно, подписание аналогичных соглашений по предельным надбавкам на социально значимые продукты.

Сергей СИНДЕЕВ, заместитель директора департамента городской экономической политики администрации г. Омска:
— Бонусы, потерянные на «социальных» продовольственных товарах, полагаю, будут компенсироваться за счет товаров, не подпадающих под действие закона. И не думаю, что это вызовет рост цен или вымывание с рынка товаров первой необходимости, — ведь любой бизнес делается либо на наценках, либо на обороте. Это касается и социальных продуктов, на которые Минпромторг предлагает узаконить ограничение торговых надбавок. В Омске уже действует меморандум об ограничении предельных надбавок на социально значимые продукты, он реально работает, и, как видите, никакого «вымывания» социальных продуктов не наблюдается.
Идея закона о торговле в целом правильная — появляется конкретный механизм регулирования
цен на продукты первой необходимости. А ведь мы все помним, как несколько лет тому назад взлетали цены на тот же хлеб, причем на Дальнем Востоке — многократно. Другое дело, что в России даже правильные законы не исключают «обходных манёвров». Например, по закону правительство может ограничить торговые надбавки, если продукт за месяц подорожает на 30%. За этим будет следить Росстат, но кто может административно помешать продавцу каждый месяц набавлять по 29 процентов? По закону — все корректно, административному регулированию не подлежит, а на практике только рыночные механизмы способны уберечь от такого «сценария». Хорошо, что в Омске действует вышеупомянутый меморандум, но в целом реализация данной нормы закона о торговле мне лично представляется проблематичной.

СПРАВКА
Консалтинговой компанией McKinsey обнародовано исследование российской розничной торговли. Отмечены следующие ее черты:
• Российский розничный рынок — самый быстрорастущий в мире.
• Несмотря на снижение продаж в 2009 году, в 2010-м ожидается, что они снова вырастут и превысят уровень 2008 г., после чего стабильный рост сохранится.
• По опросам потребителей, современные торговые форматы превосходят традиционные по всем измерениям, в том числе предлагают наиболее низкие цены и наиболее широкий ассортимент.
• В 2007 г. производительность труда в российской розничной торговле была примерно в 3 раза ниже, чем в США, и примерно вдвое выше, чем в России 1999 года.

СПРАВКА
• На потребительском рынке города Омска работает более 5000 объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, их доля составляет почти 40% от общего количества хозяйствующих субьектов.
• На гипермаркеты в Омске приходится менее 10% от общего товарооборота.
• Продуктовые гипермаркеты в нашем городе представлены двумя «Лентами», одним «Геомартом» и одним Metro Cash & Carry, а в ТК «АТ-маркет» и «Триумф» есть несетевые гипермаркеты.

ОмскПресс