Есть такая профессия…

Общество

Есть такая профессия…

Сергей Сыроватин служит родине половину своей жизни. За его плечами Афганистан, двадцать лет в милиции и четыре командировки на Северный Кавказ, на груди – ордена и медали, в том числе орден Мужества за освобождение школы в Грозном. Он уже давно спокойно мог уйти на пенсию, однако продолжает заниматься тем, к чему имеет несомненное призвание, – защищает Отечество.

– Для многих сейчас в словах «защита Отечества» нет особого смысла, – замечает старший прапорщик ОМОН Сергей Сыроватин. – А вот в 80-х для тех, кто воевал в Афганистане, – это были не просто слова. Мы за эти слова не жалели жизни и шли в бой. Ведь все были патриотами.

Сергей не скрывает, что два года в Афганистане сильно изменили его жизнь. Не искалечили, а именно изменили. Он стал тверже, увереннее, но не потерял чувство оптимизма, несмотря на все пережитые испытания…

 

Вместо Германии – Афганистан

– В 1982 году меня забрали в армию, сначала сказали, что повезут в Германию, – рассказывает ветеран. – В итоге оказались в Узбекистане. Потом были 3 месяца «учебки». Тогда мы еще даже не понимали, к чему нас готовят. Ведь ничто не афишировалось. Впервые я понял, что могу погибнуть, на аэродроме в Кабуле. Нас только привезли, мы помылись и радовались жизни. Но подошел старшина, кивнул на стоящие неподалеку гробы и мрачно пошутил: «Вон ваши рубашки стоят…»

– Когда я только в Афганистан приехал, нас «деды» учили, как прятаться, как стрелять. Они приходили с выхода, и мы им помогали, например стирали. Но чтобы издеваться – у нас такого не было никогда, – вспоминает он. – Кроме того, на боевом выходе вообще все равны. Старшие бойцы передавали молодым суровую науку – как воевать и выживать…

Боевых выходов у Сергея Сыроватина было много. В Афганистане он провел почти два года и участвовал в трех операциях.

– Бывало и страшно. Как-то нас в пещере подзасыпало. Там растяжка на входе стояла, мы ее не заметили. Метров семь завал был, – рассказывает ветеран. – Не паниковали, клаустрофобией никто не болел. Даже сначала шутили, потом вода кончилась и не до шуток стало… Мы ведь не знали, заметил кто, где нас засыпало, или нет…

 

За что воевали?

Из Афганистана Сергей Сыроватин вернулся с твёрдой уверенностью, что два с половиной года (а прослужил он больше срока, – прим. авт.) провел абсолютно не зря.

– Когда стали говорить, что в Афганистане мы воевали «неправильно», меня это сильно задевало. Нас отправляли защищать наш Союз, и мы его защищали. Равнина в Афганистане была вся наша!

Как ни парадоксально, но первый вопрос, который задавали ему по возвращении домой все, кроме родителей, – сколько душманов он убил.

– Не как здоровье, а сколько убил?! – удивляется Сергей. – Мы, в армии, и не думали об этом. Перед нами стояли боевые задачи.

Афганистан круто изменил жизнь Сергея. Первые годы он постоянно встречался с сослуживцами. Но в итоге, отгуляв дембель, пошел работать на транспортное предприятие и уже оттуда, в 1989 году, по отбору попал в милицию.

 

«Чтобы Россия была единой…»

Когда уже на территории России начались боевые действия, Сергей, не задумываясь, поехал в Чечню. Знал, что надо.

– Тогда служили, чтобы навести порядок в нашей стране. Чтобы Россия была единой страной, – считает он. Ветеран до сих пор с волнением вспоминает первую чеченскую кампанию.

– Пацанов туда отправляли совсем не подготовленных, даже толком не одетых. На них смотришь, и кажется, что они вот-вот упадут, – сетует Сергей Сыроватин. – Они ж к нам прибегали и есть просили!

Из командировки в командировку Сергей Сыроватин видел, как меняется ситуация в Чечне. Как добротные стадионы превращаются в развалины, как пустеют дома. И как потом все «возвращается на круги своя»: как снова оживают улицы, восстанавливаются жильё, больницы, школы…

– Еще в 2000 году, когда мы в Битимохе стояли, то помогали местным жителям, дрова кололи, – вспоминает Сергей. – Вообще чеченцы всегда знали, что там, где омский ОМОН стоит, – порядка будет больше.

Посвятив себя служению Родине, Сергей Сыроватин и в мирной жизни постоянно ощущает себя на боевом посту. Что стоит бывшему «афганцу», милиционеру-водителю, мимоходом скрутить наркомана, напавшего с ножом на женщину, или задержать обнаглевшего вора?! Такие «мелочи» ветеран и не замечает. Это и есть служба, дело, которому он себя посвятил.

ОмскПресс