Как вы думаете, какие из телепрограмм наиболее популярны среди российских зрителей? Сериалы? Как бы не так. По оценкам экспертов, в нашей стране самыми «смотрибельными» являются: прогноз погоды, гороскопы и криминальная хроника. Последнее говорит о многом. Вряд ли сегодня найдешь россиянина, которого не волнует собственная безопасность, безопасность родных и близких людей. В том числе поэтому мэрия Омска сформировала программу «Безопасный город», о которой «Обозреватель» впервые решил рассказать подробнее.
Управление информационно-коммуникационных технологий администрации города Омска, Омский государственный технический университет, Омский государственный институт сервиса, российские компании «АйТи», ITV (г. Москва), специализирующиеся на производстве интеллектуальных систем безопасности, Управление внутренних дел по Омской области, муниципальное унитарное предприятие «Транссигнал» – вот далеко не полный перечень разработчиков концепции программы «Безопасный город», инициатором создания которой выступила мэрия города Омска.
Около сорока милицейских видеокамер наружного наблюдения отслеживают сегодня обстановку в местах массового скопления людей. Как правило, такие места, а именно, центральные улицы и площади, территории, прилегающие к железнодорожному вокзалу, крупные транспортные развязки, остановки общественного транспорта являются наиболее «проблемными» в криминогенном отношении. Система, позволяющая практически мгновенно реагировать на любые на рушения правопорядка, проста в управлении и эффективна: оператор в дежурной части УВД, заметив на экране монитора подозрительное поведение того или иного гражданина, немедленно направляет на место происшествия милицейский патруль. Все: через считанные минуты правонарушение предотвращено. Однако возникает законный вопрос: сорок видеокамер и город-миллионник? А ведь систему видеоконтроля имеет сегодня любое мало-мальски серьезное предприятие, есть они у банков, развлекательных центров, на рынках, что и говорить, многие автостоянки давно оборудованы наружными камерами. Свести все эти камеры в единую локальную сеть, охватывающую большую часть территории Омска, вывести сигналы на мониторы Единого ситуационного центра и предстоит в рамках программы «Безопасный город».
Сергей Николаевич Аношкин, заместитель мэра города Омска:
– По сути, «Безопасный город» – это подпрограмма общегородской целевой программы «Электронный Омск», первого крупномасштабного проекта в области информатизации областного центра. В этот проект заложены и сегодня успешно реализуются основы перехода на качественно новый уровень управления городским хозяйством и социальной сферой. Комплекс задач, который лег, собственно, в основу концепции подпрограммы «Безопасный город», также весьма широк, достаточно сказать, что реализация этой важной для города программы, которую мы разрабатывали в тесном сотрудничестве с Управлением внутренних дел, даст возможность предупреждения, выявления и пресечения угрозы возникновения и совершения преступлений террористического характера, позволит повысить безопасность мест массового пребывания людей, централизованно управлять светофорными объектами, а также отслеживать состояние различных стратегически важных объектов жизнеобеспечения на территории города Омска. Возможности высокоинтеллектуальных систем безопасности вообще весьма велики, например, современные технологии позволяют сегодня видеокамерам в толпе выявить человека, подозреваемого в совершении преступления, злоумышленника, находящегося в розыске, и, соответственно, оперативно его задержать. Более восьмидесяти единиц муниципального пассажирского транспорта сегодня уже оборудованы системой голосовой связи водителя с диспетчерским пунктом и, соответственно, с милицией, что, безусловно, способствует безопасности омичей в салонах автобусов…
Омск – не первый город, где реализуется подобная программа. Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Красноярск, Новосибирск – везде высокотехнологичные системы безопасности доказали свою эффективность. Так, после внедрения подобной программы Ростов-на-Дону вошел в десятку самых безопасных городов России. В планах омской концепции – решение проблемы визуального контроля над прилегающей территорией жилых домов, учебных, детских дошкольных, спортивных и развлекательных учреждений города Омска, учреждений здравоохранения, за перекрестками магистральных улиц, а также за обстановкой на дорогах в целом.
По данным милицейской статистики, ежедневно в городе фиксируется от восьмисот до тысячи нарушений правил дорожного движения. Несоблюдение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и т.д. – в скором времени фиксацией нарушений ПДД наряду с инспекторами ДПС займется электроника. Нарушил – квитанция об оплате штрафа придет к водителю домой по почте. Оспаривать факт нарушения правил, запечатленный видеокамерой, совмещенной с компьютерной сетью, вряд ли кому придет в голову. Не стоит и говорить, что подобная, контролирующая ситуацию электронная дорожная сеть не только будет способствовать дисциплинированности водителей, но и позволит высвободить десятки патрулей ГАИ для решения более важных задач. Водители тем временем запасаются новомодными антирадарами, борьба продолжается.
Немалую помощь окажет система видеонаблюдения подразделениям министерства по чрезвычайным ситуациям по Омской области. Сколько времени понадобится прохожему для того, чтобы вызвать аварийную бригаду на место возникновения ЧП? Хорошо, если у него есть мобильный телефон, да и то, не всякий омич, особенно старшего поколения, разберется, как набрать заветный номер «01». А если телефона поблизости не окажется?
Сигнал оператора Ситуационного центра о замеченной нештатной ситуации поступит в МЧС немедленно, а в таких случаях, когда речь порой идет о человеческих жизнях, счет идет на секунды.
По единодушному мнению экспертов, концепция системы «Безопасный город», разработанная в Омске, является уникальной. Особенность ее в том, что включает она в себя не только централизованную сеть камер наружного видеонаблюдения, но и проект комплекса автоматизированного контроля за дорожным движением.
Сегодня, по данным муниципального унитарного предприятия «Транссигнал», в областном центре работают 272 светофора. Многие из них в последнее время модернизированы, оснащены мощными светодиодными лампами, рассчитанными на долгий срок службы. Вместе с тем, учитывая тот факт, что сегодня в областном центре около полумиллиона автомобилей, и эта цифра с каждым годом растет, проблема транспортных «пробок» становится все острее. Автоматизированная система «интеллектуальных светофоров», когда светофорные объекты, при помощи видеокамер, совмещенных с высокотехнологичными компьютерными программами, смогут самостоятельно рассчитывать складывающуюся на участке ситуацию, определять загруженность дороги транспортом и, соответственно, принимать решения о пропускной способности, несомненно, окажет позитивное влияние на проблему городских «пробок». Кстати, подобные системы автоматизированного управления дорожным движением сейчас активно внедряются в таких городах, как Тюмень и Новосибирск.
Особое место в концепции программы занимает экологическая безопасность, так как этот вопрос касается всех без исключения омичей.
СПРАВКА
В 2008 году на территории города Омска произошел 1481 пожар различной сложности. Материальный ущерб, нанесенный огненной стихией, составил свыше 102 миллионов рублей. В огне погибло 103 человека, получили травмы 192 жителя города. За этот период сотрудники МЧС спасли из пожаров 2579 человек.
В 2008 году на территории города Омска было зарегистрировано 3436 преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах. Цифра эта существенно ниже, чем в 2007 году. Немалую роль в раскрытии и предупреждении уличных грабежей, разбоев, краж и фактов хулиганства сыграла система видеонаблюдения, успешно внедренная областным Управлением внутренних дел.
Первый светофор в СССР был установлен в январе 1930 года в Ленинграде. В Омске единственный на тот момент светофорный объект появился в 1957 году на пересечении улиц Герцена и Интернациональная. Уже в семидесятые годы в Омске была введена в строй одна из первых в стране автоматизированная система управления дорожным движением, так называемая, «Зеленая волна». Люди старшего поколения помнят, как нередко, попав в «Зеленую волну», удавалось, например, проехать без единой остановки от железнодорожного вокзала до городка Нефтяников. Теперь, когда этот путь зачастую занимает от полутора до двух часов, об этом можно только мечтать.