«Качество декларирую»

Бизнес

«Качество декларирую»

Продукты питания и косметика больше не подлежат обязательной сертификации. Отныне изготовитель декларирует соответствие своей продукции установленным требованиям на основании лишь собственных данных. С одной стороны, специалисты опасаются, что нововведение развяжет руки недобросовестным производителям. С другой – ГОСТы и многочисленные добровольные сертификации никто не отменял. Уважающие себя изготовители будут и дальше держать марку, а вот потребителям нужно просто внимательнее относиться к товарам, которые они берут с полок магазинов.

На пути к ВТО

С 15 февраля в нашей стране отменена обязательная сертификация на продукты питания и косметическую продукцию. Этому была посвящена пресс-конференция, которую на прошлой неделе организовало Омское областное общество защиты прав потребителей совместно с городской общественной организацией потребителей. Местные специалисты связывают инициативу федеральных властей с тем, что Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для этого стране нужны те же системы контроля качества, что и в Евросоюзе. Там вместо прохождения обязательной сертификации продукты питания и косметика подлежат декларированию соответствия.

– Ничего кардинально нового не произошло, – считает директор центра сертификации и экспертизы «Омск-тест» Светлана Галкина. – Декларирование – это форма обязательного подтверждения соответствия по закону о техрегулировании. Оно было и раньше. Пищевые продукты и косметические изделия теперь перенесли из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, в перечень товаров, подлежащих декларированию соответствия. Производитель на основании собственных документов и заключений независимой испытательной лаборатории (или органа по сертификации) заявляет: изготавливаемая мной продукция соответствует установленным требованиям.

Требования – это национальный стандарт России, санитарные нормы и правила и другие. Заключение, как и прежде, выдает уполномоченный сертифицирующий орган. Только если при обязательной сертификации у экспертов была возможность выезжать на производство и брать пробы продукции, то отныне они работают лишь на основании документации. Фактически, всю ответственность за предоставленную информацию берет на себя изготовитель. А значит, возникает опасность, что этот производитель может работать недобросовестно.

Что касается косметики, то здесь ответственность за ее качество несет продавец, уверена руководитель Омской городской общественной организацией потребителей Галина Барбашова:

– В наших магазинах 60% косметики просрочено, – рассказала она. – Даже детские кремы и лосьоны. Тут бремя ответственности ложится не на производителя, а на продавца – он выкладывает на прилавок просроченный товар.

 

Кто не выдержит конкуренции?

Еще одна сложность состоит в том, что многие производители до сих пор не выдают полную информацию о своем товаре, считает директор ООО «СП «Элан» Эдуард Маркварт (производитель полуфабрикатов):

– В Европе, на которую мы сегодня ориентируемся, на упаковке написаны все ингредиенты. У нас так никто не делает, и достоверность информации очень мала. Основная масса производителей использует ароматизаторы, но не сообщает об этом. Если я добросовестный производитель и буду на этикетке указывать все ингредиенты, которые содержатся в моей продукции, а другие не будут – я не выдержу конкуренции. Выходит, добросовестный производитель становится неконкурентоспособным на этом рынке.

По словам председателя регионального Общества защиты прав потребителей им. Каштанова Ларисы Моисеевой, ее организация неоднократно выходила с предложением ужесточить требования к информации на этикетке. Однако законодатели до сих пор на инициативу общественников не откликнулись. Тогда защитники прав потребителей решили действовать через суд.

– Вот сейчас мы готовим обращение в компанию, которая производит питьевую воду под известным брендом «БонАква», – рассказала Лариса Моисеева. – На этикетке написано очень мелким шрифтом: в четырех регионах производитель разливает воду из скважин, а в пятом – Новосибирске – из муниципального источника.
То есть из водопровода. Мы с вами пьем воду, которая производится в Новосибирске, платим 20 рублей за бутылочку. И получаем воду из-под крана – очищенную и газированную. Орган, который дал сертификат, ничего не нарушил. Но лукавство есть. Мы будем обращаться в компанию, чтобы они дописали слово «водопровод».

Несмотря на отмену обязательной сертификации, государственный контроль за продуктами питания и косметикой никто не отменял. Госрегистрация товаров предусматривает экспертизу документов производителя, токсикологические, санитарно-эпидемиологические и другие исследования.

– Продукция, подлежащая декларированию, будет маркироваться знаком соответствия. Это привычный и знакомый всем значок «РСТ», – говорит Светлана Галкина. – Кроме того, многие уважающие себя изготовители поддерживают систему добровольной сертификации – на упаковке их товаров можно увидеть значки экологического соответствия, системы менеджмента качества и многие другие. На это потребителям стоит обращать внимание

ОмскПресс