Из-за дефицита ликвидности «натуральный обмен» по бартеру стал крайне актуален. Омские предприниматели более чем охотно соглашаются на любой обмен.
Схема натурального обмена, активно использовавшаяся 10–15 лет назад после дефолта, снова стала популярной. Похоже, что невозможность для предприятий реально получить ресурсы для финансирования своих проектов и рефинансирования задолженности может привести к повсеместному распространению бартерных схем. Банки, которые получают государственные ресурсы на очень короткие сроки, просто не могут направлять их в экономику, используя в спекулятивных операциях на валютном рынке. А экономике надо выживать, обмен – немного подзабытая, но в целом привычная схема. Правда, возникает риск, что и зарплату, как в старые не очень добрые времена, начнут выдавать товарами.
Тем не менее, предприятия все более активно рассматривают возможности натурального обмена своей продукции. По некоторым данным, одними из первых решили тряхнуть стариной строительные компании, которые сейчас предлагают своим контрагентам схему предоставления им недвижимости в строящихся домах в обмен на поставку необходимой продукции. По другим сведениям, с похожей инициативой обратились к своим кредиторам некоторые предприятия АПК – денег у них нет, но они готовы делиться сельхозпродукцией, которая в бартерных схемах весьма востребована. Также выставляют автомобили и спецтехнику. Например, таганрогский автозавод, выпускающий автомобили Hyundai, предлагает обменять свою продукцию на «ликвидные неденежные активы», а именно: ценные бумаги ведущих коммерческих банков и предприятий, оборудование, расходные материалы, высокот е хно — л о г и ч — ную продукцию и т.д. А бизнесмен из Сургута решил обменять металлические трубы, например, на бензин или корректирующее белье, которое, по его словам, «ликвиднее автомобилей». В одной из российских региональных газет появилось объявление: «Меняю нижнее белье общей стоимостью 2,5 миллиона рублей на любой автомобиль». В Красноярске пиломатериалы обменивают на еду и лекарства, а в Екатеринбурге производитель кранов выплачивает долги экскаваторами. Ну а в Башкирии местные власти вполне открыто призывают бизнесменов выстраивать бартерные цепочки.
В Интернете все чаще появляются сайты – посредники в бартерных схемах. Так, 25 февраля на одном таком сайте было выставлено для бартерных сделок 356 лотов на общую сумму 5,015 миллиарда (!) рублей. Всего «в схеме» 363 организации, причем только за день их прибавилось на 11, а товаров приросло на 46,8 млн руб. А на другом сайте на текущий момент вывешено 1291 предложение об обмене.
Впрочем, зачем далеко ходить? В Интернете без особого труда мы наши сайт, на котором 160 (!) омских фирм предлагают на бартер свою продукцию и услуги. Тепловентиляционное и климатическое оборудование меняют на недвижимость, автотранспорт и на «ваши предложения». Группа компаний меняет разработку, внедрение и продажу программного обеспечения на… офисную мебель, ГСМ, канцтовары и услуги связи. Строительная компания меняет стройматериалы и спрашивает: «Что у вас есть?» То же самое спрашивает и стоматологическая клиника, предлагающая на бартер «полный спектр стоматологических услуг»…
– Мы вообще давно и добровольно работаем по бартерным схемам, хотя и объемы наших «денежных» услуг сохраняются, – сообщил «Обозревателю» директор клиники. – Просто к нам довольно часто обращаются с предложением своих товаров и услуг в обмен на наши. Последнее время прибавилось обращений от строителей, также предлагают мебель, электрику, услуги общепита. Это не значит, что мы «берем всё», но для предложений всегда открыты. Кстати, особенно много было предложений по рекламе в СМИ на бартер…
А вот, кажется, вообще из области сюрреализма: рекламное агентство меняет не только рекламу, но и услуги соляриев, бань, саун и косметического салона. На что меняет? На плитку керамическую, межкомнатные двери, мебель, оргтехнику, услуги типографий (что понятно) и услуги ресторанов (нам бы их заботы!).
– А что тут особенного, – пояснили нам в этой компании. – Недавно мы открыли сайт бартерных сделок, в которых выступаем бесплатными или же платными посредниками. Известно, как сейчас обстоят дела с ликвидностью, так что число предложений на нашем сайте каждый день растет, и на сегодня их около сотни. Что же касается бань и косметических салонов, то их услуги мы также приобрели по бартеру, а теперь стараемся обменять их на товары, нужные нам или ликвидные на этом рынке.
Впрочем, при всей своей привлекательности, в бартерных схемах есть подводные камни. Во-первых, «натуральное хозяйство» отнимает гораздо больше человекочасов, чем работа с «живыми деньгами». То есть поневоле увеличиваются расходы на оплату труда сотрудников. Во-вторых, как отмечают бизнесмены, пережившие 1998 год, бартерная сделка редко бывает гибкой и если включает более 3–4 звеньев, то начинает «саморазваливаться». В-третьих, налоговики традиционно недолюбливают бартерные схемы, и их использование может спровоцировать внеплановые налоговые проверки. Правда, есть надежда, что в нынешней ситуации налоговики будут проявлять терпимость и понимание, иначе скоро проверять будет просто некого.
Схема бартерного обмена будет существовать до того момента, как ликвидность в системе увеличится и производители снова смогут использовать деньги как платежное средство. По оценкам специалистов Всероссийской системы товарного обмена «РОСБАРТЕР», существующее положение вещей пр одлится не менее двух лет.
В условиях государств – участников СНГ барте р является неотъемлемой ча стью финансовой функции. Но хотя продажи за бартер могут составлять до 80% от общего числа продаж, бартерные сделки обычно плохо проводятся и оформляются. Они ломают перегородки, отделяющие операции цикла доходов от операций цикла ра сходов, и в итоге для предприятия резко увеличивается риск.
КОММЕНТАРИЙ
Доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» ОмГУПС, кандидат экономических наук Елена БЕЛЯЕВА:
– Да, сегодня на рынке по вполне понятным причинам товары все больше исполняют функцию денег, да и сам финансовый кризис – это прежде всего кризис вздутой денежной «пены». Но глубоко тенденция натурального обмена не уйдет. Во-первых, товарные ресурсы небезграничны, а во-вторых – и это главное – натуральный товарообмен замедляет оборачиваемость средств и увеличивает время их оборота. Как следствие, снижаются коэффициенты эффективности оборота средств и падает отдача с каждого вложенного рубля. Естественно, долго так продолжаться не может. И в 90-е годы период натурального обмена был не столь уж продолжительным, правда, в сегодняшней ситуации роль его катализатора может сыграть развитие логистических структур, ускоряющих товарообмен. Это в какой-то мере может продлить жизнь бартерного рынка, но, повторяю, ненадолго.