Обман как средство выживания

Общество

Обман как средство выживания

Одним из неприятных последствий финансового кризиса стали участившиеся неплатежи по долгам. При длительной просрочке кредиторы обращаются в суд, а потом в дело вступают судебные приставы. Но все чаще случается, когда от должника не могут добиться денег, заплаченных за непоставленный товар, даже с помощью судебных приставов.

Утром – деньги, вечером – ничего

Истории у Ирины Шлей и Вадима Подданца примерно одинаковые: в конце 2008 года они решили приобрести деревянные двери и окна для запланированных ремонтов. Оказалось, что предложений в омских магазинах не так много, но после долгих поисков им удалось найти подходящие образцы в бутике «Лучшие двери России» в цент ре современного дизайна «Новый дом». Но двери серии «Италия» и деревянные окна еще предстояло заказать на Нижнетагильской мебельной фабрике, дилером которой в нашем городе был ИП Вячеслав Липец.

Оба клиента заключили с ним договоры купли-продажи товара, внесли предоплату в размере половины стоимости заказа и стали дожидаться поставки. Однако вместо поставки на них обрушился шквал телефонных звонков: менеджеры и сам Липец настойчиво просили полностью оплатить заказ, потому что, дескать, фабрика выставила условия о полной оплате стоимости изготовления. Мол, машина уже стоит на погрузке на фабрике, но их заказы не отдают, потому что уплачена только половина. Как признались Шлей и Подданец, им звонили непрерывно в течение нескольких дней, после чего они полностью оплатили заказы.

Но как только все деньги были уплачены, Липец исчез – его невозможно было найти ни по телефону, ни в офисе 414 на ул. Маяковского, 81. И ни дверей, ни окон, которые якобы уже стояли на погрузке, заказчики не получили. Когда Липец наконец объявился, он в присутствии заказчиков звонил на Нижнетагильскую мебельную фабрику, приглашал менеджера по имени Дамир, который подтверждал, что двери в работе, полностью оплачены, но по вине фабрики до сих пор не готовы. Каково же было удивление Ирины Шлей, когда она сама позвонила в отдел продаж фабрики и выяснила, что заказ на ее двери не только не оплачивался, но и не поступал, а менеджер Дамир уже уволен. Впоследствии ей по запросу с фабрики пришел официальный ответ за подписью коммерческого директора, что ее заказ на фабрику не поступал, не оплачивался и не исполнялся. Позднее отсутствие заказа подтвердилось и в отношении Подданца.

 

У семи нянек дитя без глазу

Когда деньги заплачены, а товар не получен, одна дорога – в контролирующие органы. На защите прав потребителей стоит Роспотребнадзор, в Омском управлении пострадавших встретили приветливо, выписали Липецу официальную претензию с предписанием исполнить свои обязательства перед покупателями, но на этом все и закончилось. Правда, спустя полгода после оплаты заказа Подданцу поставили одну из заказанных дверей, а с исполнением всего заказа никакой определенности не было.

Ирина Шлей, уплатившая 139 тысяч рублей, вообще ничего не получила и решила обратиться в правоохранительные органы. Однако 19 марта прошлого года начальник УВД по Кировскому округу Сиренко утвердил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Липеца. Одним из оснований для отказа в возбуждении уголовного дела стало официальное письмо Липеца от 18 марта, в котором он обещал вернуть Шлей деньги в течение 21 рабочего дня.

Подданец, обратившийся в суд и получивший исполнительный лист на 73,9 тысячи рублей, так и не смог вернуть свои деньги даже после судебного вердикта.

 

Ваше слово, товарищ пристав

Куда именно обращаться с исполнительным листом, мировой судья, принявшая решение о взыскании 73,9 тысячи рублей с Липеца и наложении ареста на его имущество, Подданцу не объяснила. В результате в двух отделах службы судебных приставов по Центральному округу исполнительный лист принять отказались, поскольку, как выяснилось впоследствии, Липец зарегистрирован по адресу: ул. 1-я Островская, 3 и обращаться нужно в Кировский отдел.

Но с момента выдачи исполнительного листа прошло более полугода, а деньги с должника судебным приставам взыскать так и не удалось. В ходе многочисленных визитов к приставам Подданец познакомился с товарищами по несчастью, которые тоже тщетно пытались вернуть уплаченные Липецу за непоставленный товар деньги. Среди пострадавших оказался заместитель главы администрации Аббатского района Тюменской области, которому пришлось дважды уплатить за двери по 200 тысяч рублей – сначала Липецу, потом – на фабрику.

Согласно официальной информации из Управления ФССП по Омской области, на исполнении находится больше 20 исполнительных листов о взыскании с Липеца более 1 млн рублей в пользу физических и юридических лиц. Кроме возврата денег за оплаченный, но не поставленный товар, с него пытаются взыскать неуплаченные налоги, госпошлины и кредит на более чем 300 тысяч, выданный Сбербанком.

Хотя взыскать судебным приставам пока ничего не удалось, была проделана большая работа по поиску имущества должника. Как удалось выяснить, у Липеца есть два расчетных счета в Сбербанке и Собинбанке, но оба нулевые. По данным ГИБДД, на нем числятся две машины, но одна – «Мерседес Бенц» – сгорела, о чем есть официальный протокол, а вторая, «Волга», находится в залоге в обеспечение кредита в Сбербанке. Ни квартир, ни другого движимого и недвижимого имущества за Липецом не зарегистрировано, взять с него нечего. Но судебные приставы не прекращают поиск личного имущества должника.

Если у юридического лица есть куча долгов и никакого имущества, его называют отсутствующим должником. А Липец, как сообщили в инспекции ФНС по Кировскому округу, прекратил свою деятельность и больше не значится в качестве индивидуального предпринимателя. А банкротство физических лиц пока законодательно не урегулировано, да и что банкротить, если имущество отсутствует.

В связи с уклонением Липецом от выполнения обязательств по судебным решениям судебные приставы вынесли постановление о временном ограничении его права на выезд за пределы РФ и предупредили его об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 177 УК РФ. Однако в октябре прошлого года судебные приставы прекратили активные действия в отношении Липеца, поскольку у него случился инфаркт, что подтверждается выпиской из истории болезни. Согласно медицинскому заключению, до апреля Липец будет находиться на лечении, ну а как выздоровеет, работа по взысканию с него долгов по исполнительным листам вернется в активную фазу.

Правда, шансов на то, что у должника удастся выявить имущество, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов Липеца, очень мало. Как уверяют судебные приставы, исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи, а в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю, то есть снова в течение трех лет взыскатели могут предъявить исполнительные листы, возможно, тогда у должника по — явится имущество и доходы для взыскания. Так что призрачная надежда у заплативших Липецу деньги на их возвращение все же есть.

Судебные приставы выяснили, что никакого имущества у Липеца нет, а вот на что были потрачены полученные от заказчиков деньги, может выясниться только в ходе уголовного дела. Пострадавшие обвиняют Липеца в обмане, но назвать его мошенником может только суд. Посмотрим, найдут ли омские правоохранительные органы основания для возбуждения уголовного дела, если к ним обратятся все те, с кем Липец не рассчитался.

ОмскПресс