Анклав капитализма

Общество

Анклав капитализма

Мы завершаем публикацию отчёта нашего корреспондента о поездке в Китай в рамках специального пресс-тура. Кроме посещения тропического острова Хайнань, ему удалось побывать и в деловом центре Азии — особом административном районе КНР — Гонконге.

Двухэтажное наследство
Санья и Гонконг находятся примерно на таком же расстоянии друг от друга, как Новосибирск от Омска, — около часа полета. Это дает возможность гонконгцам посещать курорт хоть каждые выходные, а российским туристам — отдыхать более разнопланово благодаря экскурсии в самый высокоразвитый город Азии. Благо с недавнего времени виза туда не нужна. Удалось слетать в бывшую английскую колонию (с 1997 года это специальный административный район Китая со своими законами и валютой) и нам.
Первое, что бросилось мне в глаза, когда мы вышли из громадного аэропорта Чек Лап Кок (он попал в Книгу рекордов Гиннесса за небывалую дороговизну проекта), — автобусная стоянка, заставленная двухэтажными автобусами. Они остались в наследство от англичан, которые до 1997 года считали Гонконг своей колонией, как и левостороннее движение. Кроме того, ездят по городу и двухэтажные трамваи, сделанные в стиле ретро, которые на территории самой Великобритании можно увидеть разве что в музеях. Они не слишком подходят для быстрого перемещения по городу, а потому больше чем наполовину заполнены туристами, жаждущими экзотики. Кроме того, в Гонконге, как ни странно, распространены маршрутные такси, или, как их тут называют, общественные легкие автобусы. Обычные такси, разумеется, тоже встречаются на каждом шагу. Все они покрашены в одинаковый красный цвет, а в спинки передних сидений встроены телевизоры. Однако путешествовать по городу на них совсем не дешево.

Погружение в М
Метро Гонконга сделано по образцу своих европейских аналогов. В том смысле, что, в отличие от российских подземок, рельсы в оба направления движения располагаются здесь в центре туннеля, а платформы — по его краям. Поэтому чтобы поехать в противоположную сторону на той же самой ветке, на которой вы и находитесь, придется долго бродить по переходам. Кроме того, чтобы куда-то приехать, недостаточно знать цвет или номер ветки. Нужно держать в голове еще и название конечной станции следования.
Любая станция имеет очень разветвленную систему выходов-входов, каждый из которых имеет свою собственную маркировку (Al, A2, Bl, B2 и т.д.). На указателях всегда можно заранее прочесть, куда они ведут, на улицу или прямиком в магазин. Все выходы, как правило, обозначаются на любой бумажной карте города, поэтому для того чтобы найти какой-нибудь объект, желательно посмотреть не только близлежащую станцию, но и номер выхода. Тогда бродить долго не придется. Логотип гонконгского метро можно спутать с нашей буквой Ж. На самом же деле, это просто схематическое изображение пересекающихся веток.

В тесноте, зато без пробок
Сам Гонконг практически весь состоит из небоскребов, потому что места здесь довольно мало. В свое время властям города даже пришлось арендовать часть суши у материкового Китая. Большинство гонконгцев живут в очень тесных квартирах. Поэтому нет ничего удивительного, что из почти каждого окна домов даже на центральных улицах с дорогими бутиками вывешено чье-нибудь белье, добавляя азиатский колорит местным небоскребам. Просторные дома могут позволить себе только очень богатые жители. К таковым относится, например, Джеки Чан.
Настоящих пробок за все наше трехдневное пребывание мы так и не увидели. Судя по громадному количеству многоярусных развязок — это и не удивительно. Хотя еще несколько лет назад перебраться с острова Гонконг на материковую часть района — полуостров Коулун — можно было, отстояв огромную очередь на паром. Сейчас же для этих целей служит длинный туннель и двухъярусный подвесной метромост. В хорошую погоду автомобили едут по его верхней части, а во время тайфунов их пускают по более укрепленной нижней. Иначе весь транспорт неминуемо снесет ветром.

Коктейль из гор, панд и медуз
Хотя в Гонконге есть свой Диснейленд, здесь настолько много местных жителей и туристов, что одного тематического парка ему не хватило. Поэтому там построили еще один — под названием Ocean Park. Состоит он из двух частей, разделенных вершиной горы, между которыми можно перемещаться на фуникулере или на мини-метро, стилизованном под батискаф. В более низко расположенной части парка находятся увеселения для самых маленьких, сувенирные лавки, кафе, прокат аэростатов и мини-зоопарк. В нем живут четыре знаменитые гонконгские панды: их подарило Гонконгу правительство материкового Китая в честь освобождения территории от колониального владычества Англии.
На высокогорной части парка находится выставка медуз — их подсвечивают в темноте разноцветными лазерами, благодаря чему получается совершенно фантастическое зрелище, — и океанариум. По сути, это глубокий бассейн с прозрачными стенками, внутри которого находится искусственный коралловый риф. Внутри плавают всевозможные гигантские рыбины, акулы, черепахи и скаты. Смотреть на них можно и сверху, и снизу, так как вдоль стенок спускается длинная винтовая лестница. В этой же части находится дельфинарий и аттракционы. Они вполне традиционны, например, те же американские горки, но, по сравнению с Диснейлендом, у них есть громадное преимущество — они изначально находятся на большой высоте, что добавляет острых ощущений во время катания. А ко всему прочему еще и вид на море открывается.

На трамвае в небо
Самый быстрый способ получить представление о масштабах Гонконга — это посмотреть на него с высоты. Как нельзя лучше для этого подходит пик Виктория. Подняться на эту гору можно на рельсовом фуникулере, или, как его называют в Гонконге, трамвае. Построили его аж в 1888 году два англичанина — Финей Кайри и Вильям Керфут Хьюз. Когда они впервые заявили о своих намерениях связать город с вершиной самой высокой горы таким необычным способом (и это притом, что в Гонконге на тот момент вообще не было общественного транспорта), многие сочли, что инвесторы просто тронулись умом. Но когда трамвай заработал, желающих прокатиться на нем было столько, что партнеры вмиг приумножили свое состояние. А фуникулер с тех пор работает без единой аварии.
Местные жители, когда говорят «Пик», подразумевают не саму вершину, а построенный на ней семиэтажный комплекс Пик-Тауэр. Его несколько раз кардинально перестраивали, пока он не обрел свой окончательный вид, который можно увидеть на гонконгской двадцатидолларовой купюре. Внутри находится множество ресторанов, магазинов, сувенирных лавок, филиал музея восковых фигур (там можно сфотографироваться с копиями участников ансамбля «Битлз», Михаилом Горбачевым и даже Сун Ят Сеном, именем которого еще недавно у нас была названа улица в районе Порт-Артура) и, главное, — обзорная площадка со зрительными трубами. Мало того, что не каждый день можно увидеть настоящие небоскребы, так тут еще на них можно смотреть и сверху! И если бы не сильный ветер в день нашего посещения, нашему гиду пришлось бы приложить усилия, чтобы оторвать нас от такой панорамы.

Оазис спокойствия
Одно из самых живописных и спокойных мест в Гонконге -женский буддистский монастырь Чи Лин. С первого взгляда можно решить, что этот комплекс старинный, однако построили его совсем недавно на месте довольно заурядного монастыря, который стоял там с 30-х годов прошлого века. Вместо него в 80-е годы местные власти решили возвести строение в стиле китайской династии Тан (VII—VIII веков).
Сооружали его по старым технологиям из дерева без единого железного гвоздя. Сейчас на территории храмового комплекса площадью 33 тысячи квадратных метров, кроме монастыря и храма, есть музей окаменевших деревьев, шикарные китайские сады с камнями и карликовыми деревьями, а также бассейны с лилиями и рыбками. И вся эта красота — на фоне небоскребов и гор. В отличие от самого Гонконга, народу здесь почти нет, тихо. Поэтому хочется присесть на лавочку, смотреть и никуда не двигаться…

Аэропорт для загара
Наверное, каждому туристу перед отлетом домой кажется, что если бы еще оставался хотя бы час времени, как много можно было бы успеть: да хотя бы окончательно упрочить свой загар. Точно такое же ощущение было и у нас, когда после двухнедельного тура, в течение которого мы смогли покинуть остров Хайнань и снова туда вернуться, нам предстояло лететь обратно в Россию. По всей видимости, создатели аэропорта Феникс в Санье сами с этим сталкивались, потому что, к моему приятному удивлению, часть зала, в котором нам предстояло ожидать, когда объявят посадку, оказалась сделана в виде открытого дворика с бассейном (правда, он был без воды, так как его ремонтировали накануне китайского нового года). Здесь же находились шезлонги, а потому ничто не помешало мне поймать последние лучи жаркого тропического солнца. В это время в Новосибирске температура опустилась до-37о…

Благодарим туроператора «ЮЖНЫЙ КРЕСТ» за помощь в подготовке материала.

ОмскПресс