Омичи наверное еще помнят прошедшую в прессе волну публикаций о том, что услуги домофонных компаний должны быть бесплатными. Тему поднял один из активистов общества по защите прав потребителей, заявив, что намерен доказать свою позицию в суде. Однако прошло почти полгода, но никакого «доказательства» так и не появилось. Почему? Потому что сам тезис: «Не платить за услуги» – абсурден и противоречит основам рыночной экономики.
В свою очередь, Управляющие компании жилищно-коммунального хозяйства, зацепившись за прецедент, провозгласили «бои без правил». Почему именно «Факториал-Сиб» и «Модус», компании, обслуживающие домофонные системы, попали под удар, а не «Сибирьтелеком», к примеру? Или крупные игроки рынка коммунальных услуг не по зубам управляющим компаниям? Наверное, не только я помню, как семь лет назад начали в Омске свое победное шествие домофоны. Сколько сил и труда пришлось приложить сотрудникам компаний, чтобы убедить нас в необходимости установки железных дверей и оборудования для нашего же блага. И кто сейчас может представить свой подъезд без домофона – ведь он автоматически превратится в проходной двор. С просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации мы обратились к генеральному директору компании «ФакториалСиб» Ольге ГЕЙН.
– Ольга Юрьевна, объясните, пожалуйста, что вообще происходит и с чего все началось?
– С лета прошлого года в офисе «Факториал-Сиб» все чаще стали раздаваться звонки от недоумевающих абонентов со странным для нас вопросом: «А вы что, еще работаете? В управляющей компании нам говорят, что вы закрылись и абонентскую плату за домофоны мы теперь должны платить им».
– С чего вдруг? А «ключи от квартиры, где деньги лежат…» они у жильцов не попросили?
– Никакого вразумительного объяснения от УК по этому поводу мы не получили. Свои действия они обосновали ссылкой на 491-е Постановление.
– Это что за документ?
– В нем приведен перечень общего имущества дома, в состав которого входят подъездные двери и запирающие их устройства. Кстати, на основании этого Постановления ремонт подъездных дверей как имущества дома должна проводить УК, а мы эту обязанность взяли на себя, причем совершенно безвозмездно.
– Ну, кто у нас не любит халяву?! Ольга Юрьевна, но ведь всем понятно, что запирающие устройства, то есть обычный замок, и электронные домофонные системы – это не одно и то же.
– Управляющая компания решила по-своему трактовать это значение.
– У меня дома лежит договор, подписанный, правда, не с вами, а с «Модусом», в котором черным по белому прописано, что железная дверь на подъезде и телефонная трубка в квартире – это моя собственность, а домофонная система – собственность компании…
– Мы подписывали с жителями аналогичные договоры, согласованные, кстати, на общих собраниях с жильцами. И, как ни удивительно, именно то, что домофонные системы домов – это собственность нашей компании, о чем прописано в документе, мы сейчас и пытаемся доказать через суд.
– Неисповедимы пути твои, Господи… А как объясняет эту ситуацию управляющая компания?
– На одном из заседаний УФАС директор УК заявила, что она не может в настоящий момент обеспечить своим собственникам, которые возложили на нее права управления домом, комфортные и безопасные условия проживания. Именно поэтому они вынуждены взять домофоны на обслуживание.
– Более чем странное заявление. Ольга Юрьевна, как же так, почти семь лет вы всех нас держали в заложниках небезопасного проживания, и нас все устраивало? А если говорить серьезно… На что рассчитывает УК?
– Заработать на чужом имуществе, что, кстати, у них и получается.
– Объясните, каким образом.
– Эту историю вполне можно отнести к разряду детективных. В ее начале жители Левобережья стали получать квитанции с дополнительной пустой строкой «Обслуживание домофона», то есть сумма за услугу не проставлялась. Затем появилась и сумма, а старшие по домам стали обходить квартиры с целью сбора подписей под Дополнительным соглашением к Договору управления общим имуществом Управляющей компанией.
– По большому счету, если называть вещи своими именами, это фальсификация. А жильцам разве есть разница, кому платить: одной квитанцией больше, одной меньше – все равно идти на почту.
– Разница в цене: УК выставляет счет на 20 рублей против наших тридцати.
– Но ведь ваша цена, вероятно, не взята с потолка, а экономически обоснованна?
– Естественно. И я не понимаю, за счет каких финансовых средств УК собирается восстанавливать, ремонтировать и содержать домофонные системы. За счет жителей?
– Скорее всего: домофон сломался или его необходимо восстановить – заплатите деньги, требуется усовершенствование системы – «отстегивайте». А 20 рублей пойдут на зарплату сотрудникам управляющей компании, обслуживающим домофоны. У нас что, люди не понимают, что даже если эти 20 рублей управляющая компания «пустит» на обслуживание домофонов, чтобы не собирать с них деньги, автоматически вырастет статья расходов на содержание и обслуживание жилья. Сэкономив 10 рублей на домофонах, они потеряют в несколько раз больше. Когда у нас наконец-то начнут понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке?!
– Ну, это – вопрос риторический. Как дальше будет складываться ситуация – покажет время. Некорректное ведение бизнеса управляющей компанией приведет к тому, что мы будем вынуждены снять свои системы с подъездов. Пострадают от этого, как в финансовом плане, так и в моральном, только собственники жилья, об интересах которых якобы печется управляющая компания. За семь лет работы у компании «Факториал-Сиб» сложился не только оборотный фонд средств, позволяющий за свой счет ремонтировать и модернизировать оборудование, но и долгосрочный – связи с поставщиками, обеспечивающими нас всеми комплектующими для домофонов со значительными скидками. Выбор – за жителями.
– Будем надеяться, что он будет правильным. Спасибо за беседу, удачи.
P. S. Во время всего разговора меня не покидало чувство беспомощности и безысходности. Неужели вот так просто отобрать бизнес, честно и порядочно выстраиваемый годами? Это – моя точка зрения, но хотелось бы узнать и вашу, уважаемые читатели. Пишите, звоните. Мы будем следить за этой ситуацией.