Место, где можно закупиться дешевыми товарами от одежды до электроники, — так мы до сих пор воспринимаем Китай. Но многие ли из нас знают, что в этой стране находится самый настоящий тропический курорт — остров Хайнань. Там можно не только загорать в любое время года, но и тут же знакомиться с многовековой китайской культурой. А под боком, всего в часе полета от острова, один из центров мировой цивилизации — Гонконг. Одним из тех, чьи стереотипы были разрушены, стал наш корреспондент, посетивший остров во время специального пресс-тура.
За две недели до того, как мне предстояло вылететь из морозного Новосибирска в Китай, я и не знал о существовании острова Хайнань. Хотя побывать в Китае мечтал давно. И когда московский туроператор «ЮЖНЫЙ КРЕСТ» сделал мне и еще восьми журналистам из Сибири предложение отправиться туда на две недели (и при этом всего лишь на три дня заглянуть в Гонконг), то сразу же подумал: «Странно, а почему же для самого интересного оставили так мало времени?» Когда же я заглянул в Интернет и посмотрел отзывы, все вопросы сразу же отпали. Судите сами. Хайнань — вечнозеленый тропический остров в Южно-Китайском море, по размеру чуть больше Бельгии, с горами, вулканами, горячими источниками, богатейшей флорой, фауной (включая несколько видов обезьян) и необыкновенно чистым воздухом. Еще несколько десятилетий назад это было богом забытое место, куда ссылали китайских диссидентов. Однако в конце восьмидесятых правительство Китая осознало, какое пропадает сокровище, и стало его активно развивать. Усилия пошли на пользу, и теперь Хайнань, а в особенности город с самым теплым климатом — Санья — превратился в центр международного туризма. Конечно, не всему во всемирной сети можно верить, но, очутившись после семичасового перелета в самом настоящем раю, понял, что здесь меня не обманули. Читайте подробности в путевых заметках.
На волнах под кокосами
Раем нам показалось не только удивительное тепло после декабрьских морозов, но и наш первый отель (за всю поездку мы посетили не меньше десяти) — пятизвездочный Kempinski Resort & Spa. Мало того, что весь он утопал в тропической зелени, так еще и на моем балконе с видом на море оказалась… ванная. Из-за этого мне и многим сибирским коллегам пришлось сделать нелегкий выбор: либо остаться нежиться прямо там, либо идти на пляж, находящийся совсем близко. Я выбрал последнее и не пожалел. Хотя вода в бухте Саньи Вань (всего в Санье три бухты, из которых эта пока наименее застроена отелями) и не очень подходит для купания с маской — не такая прозрачная, как в том же Красном море, и нет кораллов с рыбками у самого берега, однако здесь можно получить массу других впечатлений. Песок здесь очень белый и мягкий, поэтому ходить можно абсолютно безболезненно даже босиком. А можно вообще никуда не ходить, а качаться на волнах или просто расслабляться в гамаке, лежа под кокосами… Впрочем, наша программа была настолько насыщенной, что времени отдыхать в позе звезды у нас почти не было.
Русская угроза
Большинство русских туристов предпочитают останавливаться во второй бухте Саньи — Дадунхай. Находится она недалеко от центра, здесь много недорогих гостиниц и развитая инфраструктура с магазинами и ночными клубами. Китайцы это давно смекнули, а потому здесь практически нет ни одного заведения или гостиницы без русскоязычного персонала (встречаются и россияне) или хотя бы вывески на русском языке. Правда, зачастую русским назвать это бывает сложно, скорее «рутайским». Дело в том, что наши языки настолько разные, что большинству жителей поднебесной освоить славянскую грамматику очень проблематично. Из-за этого каждая вторая вывеска или табличка вызывала у нас бурю положительных эмоций. Например, слоган пятизвездочного отеля Baohong, в котором мы жили несколько дней, на русском звучит так: «Есть такая жизнь: чем тоньше, тем интереснее. Есть такая роскошь: чем имплицитнее, тем изящнее». Узнать, что «имплицитно» — это на языке философских и экономических терминов означает «скрыто» или «неявно», я смог только в Интернете. Несмотря на ошибки, если не выезжать за пределы Саньи и Дадунхая, все разговоры о том, что скоро россиянам придется учить китайский, кажутся бредом. Зачем? Они раньше русский выучат.
Бухты для избранных
Самая взыскательная публика предпочитает останавливаться в третьей бухте Саньи — Ялуньвань. Она находится достаточно далеко от шумного города, и здесь наиболее чистая вода. Поэтому большинство международных гостиничных сетей (Ritz Carlton, Hilton, Sheraton, Mariott и др.) размещается именно тут. Среди постоянных посетителей бухты представители крупного российского бизнеса.
Впрочем, самое шикарное, на мой взгляд, место для отдыха — недавно открытый пятизвездочный отель Mandarin Oriental Resort & Spa, находится все же не там, а в еще одной небольшой бухте Саньи — Корэл бэй. Курорт занимает огромное пространство у подножия горы, которое утопает в зелени. Территория настолько велика, что отдыхающие передвигаются из пункта в пункт на специальных бесплатных круглосуточных машинках — багги. Самые богатые берут сразу один из VIP-особняков со своей собственной инфраструктурой. На пляж здесь, в отличие от большинства отелей Саньи, попасть извне очень сложно, так как гостиница находится на территории военной базы. Единственный недостаток отеля — каменистый берег. Поэтому весь песок на пляже насыпан. Зато для любителей купаться в маске в метре от берега начинаются кораллы.
Не зная броду
Как выяснилось, китайцы к воде относятся с большой опаской и обычно не горят желанием куда-либо заплывать. Поэтому в большинстве отелей для купания отводится лишь небольшая территория, ограниченная буйками. А за тем, чтобы никто не заплывал за пределы этого «лягушатника», пристально следят спасатели. В первый раз я столкнулся с ними в отеле Mandarin Oriental, когда заплыл за разрешенную территорию с маской, чтобы полюбоваться на кораллы и местную подводную живность. Я плавал и не заметил, что мне усиленно кто-то свистел. Когда же я вышел из воды, ко мне подошли сразу двое китайцев и объяснили, что так делать категорически запрещено. Позже оказалось, что повторять мой опыт все-таки можно, но для этого надо сначала подписать бумагу, что я снимаю с руководства отеля ответственность за свои действия. Еще на одном пляже, в котором вода в пределах буйков едва доходила до пояса, стоило мне заплыть в неположенное место, как спасатели спустили на воду спасательную пирогу. Хотя такая забота иногда и казалась излишней, уверен, что количество несчастных случаев на воде в Санье сведено до минимума.
На краю света
Китайские императоры были очень гуманными правителями, а потому предпочитали не убивать попавших в немилость сановников, а ссылать их на край света. Хайнань как самая южная точка Китая, в то время лишенная всех благ цивилизации, этим требованиям как раз и удовлетворял. Правда, благоприятный климат острова зачастую приводил к тому, что сосланные переживали своих обидчиков. Сейчас в месте высылки опальных чиновников (это километрах в 20 от Саньи) разбит парк, который так и называется — «Край света». Значительную его часть занимает пляж, по которому тут и там «разбросаны» громадные валуны, помеченные надписями. Каждый из них имеет свое название и связанную с ним легенду. Наиболее известные из них — камни «Край света» и «Предел моря». Существует поверье, что стоит увидеть оба эти камня, как карьерный рост прекратится, — мол, зачем же куда-то расти, если и так все самое важное в жизни увидел? Поэтому китайские чиновники и бизнесмены изучают парк лишь частично. У нас, к счастью, на осмотр обоих валунов времени не хватило. А то мало ли что.
Фастфуд на палочке
От чего Санья не будет страдать никогда, так это от голода. Кроме ресторанчиков с китайской, русской и любой другой едой, на ее улицах полно самого разнообразного фастфуда. Да не привычного, вроде Макдоналдса и KFC, которые, впрочем, тоже имеются, а самого что ни на есть экзотического. Буквально на каждом шагу у приветливых лоточников можно купить лапшу и разнообразную снедь на палочке, от креветок или кальмаров до куриных лапок. Все это готовят на открытом огне прямо на ваших глазах. Даже если что-то на палочке выглядит необычно, попробовать все равно стоит — китайцы в еде толк знают.
Бабушки в мини-юбках
Одна из основных достопримечательностей Саньи, фольклорная деревня малой народности ли и малой народности мяо. Перед тем как нас туда повезли, я пребывал в полной уверенности, что речь идет о небольшой деревушке, населенной аборигенами, где-нибудь в самой глуши. На самом же деле это оказался вполне современный тематический парк, мастерски стилизованный под настоящую деревню. Хотя построили его в джунглях, назвать это место глушью язык не поворачивается. Сюда уже почти построена автомагистраль с развязками, а на стоянке всегда находится не меньше сотни туристических автобусов. Соскучиться здесь не дают ни секунды. Экскурсия то и дело прерывается то представлениями (от народных танцев до акробатических шоу с применением огня), то дегустациями местной снеди. Где еще можно попробовать кокос в меду и запить его домашним рисовым вином?! Кстати, еще недавно отличительной особенностью женщин племени ли были многочисленные татуировки на теле — от лица до пяток. Сейчас такие «украшения» остались только у местных бабушек, которые сидят в деревне на каждом шагу для того, чтобы туристы могли с ними сфотографироваться за небольшую монетку. Многие из них, ко всему прочему, одеты в мини-юбки. И это вовсе не потому, что они такие развязные, а потому, что это элемент их народной одежды. Они носят такие юбки с незапамятных времен. Поэтому если кто-то скажет вам, что придумали их в Европе во время сексуальной революции, — не верьте.
Обезьяны свободные и не очень
Если раньше обезьян я видел только в зоопарке, на Хайнане мне предоставилась возможность посмотреть на них в естественной среде, когда нас повезли в заповедник «Остров обезьян». На самом деле, это вовсе не остров, а полуостров, но добираться до него гораздо удобнее по воде или по воздуху, на фуникулере протяженностью более 2?х километров (если даже нет любви к обезьянам, то туда можно съездить только ради него — сверху к тому же открывается вид на плавучую рыбацкую деревушку). Всего на острове обитает около 2000 макак, большинство из которых пользуются полной свободой. Не ограждают их и от туристов, чем некоторые особенно ушлые обезьянки и пользуются. Всех туристов сразу же предупреждают, что лучше с собой не брать никакой еды или воды — уведут сразу же. Впрочем, за содеянное все же придется ответить. Для нарушителей здесь построены специальные клетки-тюрьмы. Сажают туда на срок от 15 суток до трех месяцев, в зависимости от тяжести содеянного. С одной стороны, жестоко, но с другой стороны — сразу видно, что к своим питомцам китайцы относятся как к равным. В целом же, зверюшки довольно безобидные. По крайней мере, после фотосессии с одной из обезьянок, которая запрыгивала по очереди к нам на плечи, ни у кого не осталось и царапины.
Измученный Наньтянем
Мало того, что Хайнань сам по себе — средоточие всевозможных природных благ, так в Китае еще умеют и преумножать получаемое от них удовольствие. Один из примеров — комплекс термальных источников Наньтянь. На его территории находится несколько десятков небольших бассейнов, наполненных теплой радоновой водой. Казалось бы, чего еще нужно для счастья, так нет же. В каждый бассейн еще добавляют какой-нибудь наполнитель: зеленый чай, виски, рисовое вино, кокосовое молоко и даже лепестки роз. Лежишь себе под открытым небом, вдыхаешь аромат и чувствуешь себя настоящим китайским императором. А в иных бассейнах, в которых плавают в большом количестве небольшие рыбки «гарра руфа», можно немножко почувствовать себя едой. Стоит опустить в бассейн какую-нибудь часть тела, как эти существа тут же облепляют ее и начинают общипывать своими маленькими ртами омертвевшие участки кожи, заменяя традиционный пилинг. Это совсем не больно, но щекотно, поэтому отыскать такой бассейн среди других всегда очень легко. Нужно лишь идти на женский визг.
Кто виноват
В том, что в Санье очень много русских туристов (мы вторые после самих китайцев), во многом «виноват» туроператор «ЮЖНЫЙ КРЕСТ», который в 2005 году впервые поставил программу круглогодичных рейсов на остров Хайнань из Москвы. Бизнес очень быстро пошел в гору, в основном за счет москвичей и санкт-петербуржцев, но с недавнего времени сюда стали ездить и из других регионов России. Иначе, возможно, русские туристы узнали бы о Санье значительно позже. Тем не менее, определенные категории россиян, оказывается, знали и отдыхали на Хайнане еще в восьмидесятых годах. Дело в том, что это райское место тогда облюбовали некоторые партбоссы. Естественно, простые жители СССР в их пристрастия посвящены не были.
Окончание в следующем номере.
Благодарим туроператора «ЮЖНЫЙ КРЕСТ» за помощь в подготовке материала.