Школы изменят формат

Общество

Школы изменят формат

С 1 сентября этого года российские школы начнут работать по новому стандарту образования. Утвержденный документ пока касается только начальной школы (1–4-х классов). Что изменится для учеников и учителей, как работать в новых условиях, омские педагоги разбирались на форуме «Взаимодействие основного и дополнительного образования: состояние, проблемы, перспективы». Кроме того, на прошлой неделе в Омске официально открыт Год учителя.

Не знать, а уметь узнавать
Сейчас образовательный процесс в школе строится по принципу классно-урочной системы. По новым стандартам ребенок сможет учиться в удобное для него время, в удобном ритме, по индивидуальной, комфортной для него программе.
Также упор будет не столько на знания, сколько на развитие тяги к самообразованию.
В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым опытом, новыми видами деятельности.

Каждому первоклашке — по проекту!
По новому стандарту, например, уже с первого класса включается один час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразного возрасту ребенка, но собственного проекта. Допустим, в начальной школе ребенок может следить, как у него в горшочке на окне вырастает цветочек. Говоря взрослыми словами, он должен для себя поставить цель: ухаживать за растением, следить за этапами его развития, роста, оценить результаты своих действий. В старших классах, конечно, это уже другие проекты. Например, что-то вроде выпускной работы, которая позволит молодому человеку показать, насколько он умеет интегрировать знания, полученные в разных науках, для достижения результата. Старшеклассник может, к примеру, изучать влияние местного завода на состояние реки, которая протекает неподалеку от школы.

Творчество идёт в школы
Стандарты приняты, время «Ч» обозначено — 1 сентября 2010 года. Для того чтобы произошла полная интеграция знаний и разных предметов, одних только возможностей средней образовательной школы недостаточно.
Омские педагоги уверены: надо объединяться с учреждениями дополнительного образования. Существующее положение вещей не устраивает ни ту, ни другую сторону. В школах пока не хватает для этого ставок и специалистов дополнительного образования, а в различных дворцах культуры и кружках по интересам вне школьных стен сталкиваются с тем, что их занятия порой считают просто чем-то несерьезным и недостойным траты времени.

Ирина ЦЫРО, заведующая методической службой городского Дворца детского и юношеского творчества:
— Если ребенок занимается у нас после основных уроков, то он тратит на это по 6–9 часов в неделю. Но эти часы в школе ему никто не засчитывает, там ему приходится дополнительно посещать какие-нибудь элективные курсы из утвержденного школой списка. В результате — двойная нагрузка на школьника. Мы, конечно, можем заключить договор со школой — и будет некий взаимозачет. Но это не выход. Школ ведь много.

Татьяна ШЕСТАПЕРОВА, директор школы № 124:
— Мы находимся в микрорайоне «Крутая Горка», где одна общеобразовательная школа. Но кроме нас, там есть и школа искусств, и дворец культуры, и клубы по месту жительства. Ни они, ни мы не можем существовать отдельно. Иногда с уроков ребенка отпустишь, помогаем с выездами на соревнования, например. Сейчас педагоги дополнительного образования стали обращаться к нам за помощью в создании разных проектов, например с использованием информационных технологий (у нас для этого есть и специалисты, и необходимая техника). У нас свои две ставки педагогов дополнительного образования, но кроме этого около 14 часов мы отдаем, что называется, специалистам со стороны — например, приглашаем педагогов хореографии, по художественному творчеству. Задача ведь у нас одна — воспитание детей.

Наталья МАСЖЕРОВА, заместитель заведующего отделом развития образования департамента образования:
— Образовательный стандарт только принят, пока механизм его реализации неизвестен. Но сам факт таких изменений я считаю очень позитивным явлением. По этому документу в школьную программу будут добавлены 10 часов именно на дополнительное образование. В идеале ребенок сможет заниматься в разных кружках, не выходя из школы. Это вполне возможно реализовать на практике — главное, наладить тесное взаимодействие общего и дополнительного образования. Это и заключение договоров среди учреждений всех уровней, и обмен специалистами, и конкурсы среди учреждений, внедряющих инновационные программы.

ОмскПресс