Чекисты во время войны

Общество

Чекисты во время войны

С началом Великой Отечественной войны деятельность органов государственной безопасности была подчинена борьбе со шпионско-диверсионной и террористической деятельностью спецслужб фашистской Германии против СССР. С первых дней войны весь чекистский аппарат Омской области был приведен в боевую, мобилизационную готовность.

«Каждый чекист, — говорилось в приказе начальника Управления капитана госбезопасности М. Е. Захарова, — должен мобилизовать все силы на решительную борьбу с происками враждебных элементов, с тем чтобы обеспечить нормальную работу организаций, предприятий и учреждений области».
Заводы должны работать! До войны на территории области оборонных предприятий не было, с началом войны на территории Омской области было создано 25 крупных предприятий, перебазированных сюда из европейской части Советского Союза. Во время войны промышленность в Омской области выросла более чем в 4 раза. Введение в строй новых предприятий потребовало от органов госбезопасности значительных усилий по обеспечению сохранности государственных секретов, контролю качества и выполнению плана по выпускаемой продукции.
Так, например, в спецзаписке по заводу «Горный Инструмент» по состоянию на 1 января 1943 г. указано: «Завод прибыл в Омск в январе 1942 г. из г. Ворошиловграда. Основной продукцией производства этого завода в настоящее время является мина М-82, с ежедневным заданием 650 мин. Завод ощущает ряд серьезных недостатков, которые тормозят выполнение планового задания: электроэнергия выключается без всякого предупреждения директора завода, в результате чего рабочие простаивают без работы по нескольку часов. Кроме того, большим и главным недостатком на заводе является плохая организация общественного питания…»

Весь хлеб уходил на фронт
Наряду со снабжением фронта военной продукцией, Омская область обеспечивала его хлебом. Поэтому большую работу омские контрразведчики проводили по выявлению негативных процессов при севе и уборке урожая. Руководство Управления неоднократно сообщало в Омский обком ВКП (б) о фактах и причинах неудовлетворительного сбора урожая, безобразного хранения зерна.
В мае 1942 г., подводя итоги посевной в колхозах Омской области, было указано на то, что в текущую весну значительная часть полевых работ должна выполняться при помощи живой тягловой силы. Но во многих колхозах лошади очень сильно истощены и на работе не используются, кормов на период весеннего сева не оставлено, и лошади содержатся на подножном корме, пахари и сеяльщики на таких лошадях дают низкие нормы выработки.
Не оставалось без внимания органов госбезопасности и сложившееся тяжелое положение с продовольствием в семьях колхозников. Например, произведенной весной 1943 г. проверкой было установлено, что в колхозе Яна-Турмаш Тарского района в конце 1942 г. от истощения умерло 18 человек и в 1943 г. — 4 человека, преимущественно дети. Обо всех подобных фактах Управление сообщало в партийные органы для принятия мер, при этом давались оценка и прогноз развития ситуации, связанной с недовольством людей таким положением.

На страже порядка
На органы НКВД в годы войны также была возложена организация мер борьбы с дезертирством из Красной армии и уклонением от военной службы. Сотрудниками Омского Управления был вскрыт и ликвидирован ряд бандитских групп, состоящих из дезертиров, которые терроризировали население, совершали убийства, грабежи, занимались скотокрадством, расхищением хлеба и т.д.
Подводя итоги деятельности Омского управления НКВД — НКГБ за период Великой Отечественной войны, комиссар госбезопасности Д. Р. Быков в своем докладе на областном руководящем партийном активе в марте 1945 г. отметил, что в годы войны в Омской области было арестовано 33 агента иностранных разведок (из них 27 — немецкой), 155 террористов различного масштаба, 20 диверсантов, 37 вредителей, 167 саботажников.
К примеру, в сентябре 1943 г. в Омске был арестован немецкий агент-парашютист Соломенников. В 1940 г. он окончил Омское пехотное училище, в 1942 г. попал в плен, был завербован и направлен на курсы радистов-разведчиков при Борисовской разведывательно-диверсионной школе. В апреле 1943 г. Соломенников с напарником в форме военнослужащих Красной армии, снабженные рацией, оружием, деньгами и фиктивными документами, были переброшены через линию фронта. По прибытии в Омск Соломенников был через две недели установлен, взят под наблюдение и вскоре арестован. Спустя некоторое время, по информации омских чекистов, в Горьком был арестован его напарник.
Возможно, с современной точки зрения, многие факты арестов, разоблачений вредителей, саботажников, агентов вражеских разведок вызывают ряд обоснованных сомнений. Но это не снижает заслуги чекистов, которые добросовестно решали поставленные перед ними задачи. Благодаря самоотверженной работе и высокой бдительности всего коллектива Омского управления в годы войны на территории области не было совершено ни одного серьезного диверсионно-террористического акта.

ОмскПресс