Особенности перевозки леса железнодорожным транспортом

Обратите внимание

Особенности перевозки леса железнодорожным транспортом

Лесоматериалы востребованы по всему миру. Они применяются в различных сферах производства и строительства.

Поэтому перевозками таких грузов занимаются многие транспортные компании, осуществляя доставку при помощи автотранспорта или железнодорожного сообщения. Последний вариант позволяет за один раз транспортировать несколько тонн груза. Причем скорость поставки очень высока, а стоимость снижается в зависимости от тяжести и объема.

Классификация и особенности лесоматериалов

Лесообрабатывающая промышленность использует несколько вариантов классификации продукции. Одна из самых популярных делит свежесрубленный лес на 2 основные подкатегории:

  • коротье – к ней относят недлинные деревья, размер которых не превышает 3 м в длину;
  • длинномер – категория длинных и больших стволов, габариты которых варьируются от 3 до 12 метров, причем круглые лесоматериалы и деревья с необработанной кроной также относят к этой группе.

Дополнительно древесину разделяют по качественным особенностям. И условно все лесоматериалы делят на 4 сорта. Определение качества зависит от количества сучков, трещин и других повреждений на столе. Самые ценные варианты – практически без повреждений.

Переработанные лесозаготовки делят еще на 7 подклассов:

  • измельченная древесина;
  • пиленый материал;
  • строганные заготовки;
  • лущеные доски;
  • фрезерованные материалы;
  • колотая древесина;
  • круглая заготовка.

Для корректной транспортировки необходимо точно знать сорт и классификацию лесоматериала. От этого зависит, какой вагон или платформу выбрать для отправки груза в другой город. К примеру, строганые и лущеные доски можно перевозить навалом.

Особенности перевозки лесоматериалов ж/д транспортом

Перевозка лесозаготовок и цельной древесины при помощи железнодорожного транспорта оправдана с экономической точки зрения. Этот способ перевозки за счет большой грузоподъемности считается самым дешевым. Скорость поставки также высока – в пути нет пробок или заторов на дороге. Такие достоинства позволяют железнодорожному транспорту конкурировать с автомобильными грузоперевозками, обладающими мобильностью и вариативностью маршрутов.

Загрузка леса в вагоны осуществляется в несколько этапов:

  • рубка деревьев;
  • первичная обработка;
  • поставка на склад;
  • доставка до вагона;
  • загрузка и отправка до места назначения.

Способов погрузки леса достаточно много. Зависят они от типа обработанного или необработанного материала. Главное условие – надежная фиксация леса во время транспортировки. А также защита переработанной древесины от осадков и внешних факторов.

Благодаря особым платформам для транспортировки леса можно перевозить бревна длиной до 15 метров. Правда, в этом параметре железнодорожный транспорт уступает автомобильному, где благодаря созданию «вагона» можно отправить лес длиной до 25 метров без дополнительного распила.

Какие документы нужны для грузоперевозки леса

Перевозка лесоматериалов невозможна без подготовки всей необходимой документации. Отсутствие разрешение на перевозку леса приравнивается к административному или уголовному преступлению (зависит от степени нарушений правил). Помимо этого, покупателю без документов будет сложно понять, весь ли товар ему доставили, и соответствует ли он заявленному качеству.

Обязательными для железных дорог считаются следующие документы:

  • железнодорожная накладная на товар;
  • отгрузочная спецификация на лесоматериалы.

Дополнительно может потребоваться договор на оказание услуг грузоперевозки. И договор купли-продажи леса.

Нюансы транспортировки леса при помощи железнодорожных составов

Транспортные компании, занимающиеся грузовыми железнодорожными перевозками, знают о правилах транспортировки лесозаготовок. К ним относят сортировку груза по размерам. Особенности укладывания штабеля встык друг к другу вдоль стен вагона. А также необходимость дополнительной фиксации груза, чья длина превышает габариты вагона.

Для увеличения количества товара в одном вагоне лесоматериалы укладывают в «шапку». Так, в один состав может войти до 15 м³ высококачественных пиломатериалов. Но для такой техники складирования есть свои ограничения. Для четырехосного вагона длина заготовок должна быть не менее 1,6 м, а для шестиосного – от 4 метров. Запрещено перевозить обледенелые бревна.

Для надежной фиксации груза дополнительно применяют специальные прокладки, которые также расположены на полу и в середине между штабелями. Необходимо устанавливать стойки, зафиксированные к полу и с проволочной обвязкой, для увеличения надежности крепежей.

ОмскПресс