Жить – поживать и Добрана жевать… или размышления о роли грамматики в обучении английскому детей

Обратите внимание

Жить – поживать и Добрана жевать... или размышления о роли грамматики в обучении английскому детей

Современные родители уже не подвергают сомнению тот факт, что обучать ребёнка английскому языку нужно начинать как можно раньше, желательно до школы. Однако вопрос о том, как обучать, вызывает бурные дискуссии…

Современные родители уже не подвергают сомнению тот факт, что обучать ребёнка английскому языку нужно начинать как можно раньше, желательно до школы. Однако вопрос о том, как обучать, вызывает бурные дискуссии. Будем честными: не все преподаватели могут чётко ответить на него.

Курсов, где предлагаются разнообразные программы для обучения детей, в настоящее время много. Под видом родителя я посетила собрания и презентации некоторых из предложенных в интернете. Картина получилась неоднозначная: кто-то предлагает традиционную методику и пользуется учебными пособиями, по которым учили 30 лет назад. Преподаватель адаптирует школьную программу для малышей, объясняя правила употребления глагола “to be”. Наглядные образы помогают детям запомнить правила и отдельные фразы, но не более. Другие играют, танцуют, рисуют, что вызывает недоумение у родителей и вопрос: “А когда английский учить будем?”

“Что делать? и “с чего начать?”

Давайте решим, что мы хотим от ребёнка, и что он фактически может в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Когда-то давно, на заре своей педагогической карьеры, я вела кружок английского языка в общеобразовательной школе. Однажды мой урок посетили учителя районного методического объединения. Программа меня ничем не ограничивала, хотелось показать что-нибудь интересное. Детки (3 класс, 2-й год обучения) подобрались очень активные и легко обучаемые. Урок был по теме “Внешность”. Мы анализировали картинку и лимерик, финальная фраза в котором звучала так: “Have you ever seen a woman like that?”. Потом дети отвечали на вопросы, подбирали рифмующиеся слова, а в конце урока составляли свой стих-лимерик про одного из одноклассников. В итоге один из учеников (до сих пор помню его ответы и шалости) написал следующее:

“There was a young girl in our class.

Her hair war green, as green as grass.

Her nose was blue and her eyes were red.

Have you ever seen a monster like that?”

Смеялись все, и ученики, и гости. Я была уверена, что всё прошло “тип-топ”.

Но после урока я получила “нагоняй” от одной взрослой и опытной дамы. Суть недовольства была в том, что “have you ever seen”- это Present Perfect, структура, которая требует “детального анализа и тщательной отработки”, которые полностью отсутствовали в моём уроке. На тот момент я согласилась и старалась впредь придерживаться установленных норм. НО… Уроки от этой чёткой схемы только пострадали. Детям не интересно было слушать правила, да и между отличным знанием правил и умелым их применением на практике знак равенства ставить было нельзя.

“Как быть? Сохранить интерес, или всё-таки учить правила?”

На мой взгляд, ответ можно найти, наблюдая за собственными детьми. И снова позволю себе пример из личного опыта.

Мой сын очень любил слушать книги, особенно сказки. С ними мы ели, купались, засыпали. Он ещё не умел говорить, но на сказки реагировал. Когда в «Теремке» очередь доходила до медведя, он качал головой и говорил: “Нееее”. Потом он начал активно рассказывать сказки, а мы должны были топать, хлопать, бояться в нужном месте. Всё было логично и вполне понятно. Никто и не задумывался, что в сказках могут быть непонятные слова и структуры. И вот через пару лет ребёнок задаёт нам вопрос: “А кто такой ДОБРАН?”. Мы долго гадали, но не могли ответить на вопрос, пока не попросили сына рассказать эту сказку. Ответ сразил наповал: “И стали они жить-поживать и ДОБРАНА ЖЕВАТЬ”. Пришлось объяснять, что означат фраза “добра наживать”. В возрасте 4-5 лет это было сделать не сложно, да и смысл не искажало. Для ребёнка и та, и другая фраза обозначали “Happy end”

Так почему многие преподаватели и родители считают, что изучая английский, ребёнок должен понимать каждое слово в предложении? Так ли это важно в раннем возрасте? Мнение о том, что маленькие дети не способны воспроизводить сложные лексико-грамматические структуры, давно уже стало мифом. Мы готовим детей к международным экзаменам с 7 лет. Прослушав инструкцию к аудиотексту несколько раз, дети легко повторяют её: “ And now I want you to colour again!” А ведь это сложное дополнение, которое изучают только в средней школе!

Так почему бы не воспользоваться этой способностью детей запоминать всё, что интересно, ярко, ритмично. А грамматика “выучится” потом. И, я уверена, сделать это будет проще и быстрее. Стоит только вспомнить строчку из любимой песенки или сказки в качестве примера.

Karpova

Карпова Людмила Геннадьевна

Преподаватель английского языка Компании «Джей энд Эс»

 

ОмскПресс