Ничейный завод

Экономика

Ничейный завод

Московские аферисты продолжают паразитировать на останках некогда великой омской строительной империи


Совсем недавно омское НПО «Мостовик» было гордостью отечественной стройиндустрии. Сибирская компания принимала участие во всех «стройках века» по всей стране, возводила самые сложные объекты инфраструктуры (в том числе мост на остров Русский к саммиту АТЭС и олимпийские объекты в Сочи), вносила весомый вклад в развитие отрасли и укрепление престижа государства. Однако эти времена остались в прошлом: из-за чиновников, не сдержавших своих устных обещаний, прибыльная и эффективная компания в один момент разорилась. Сегодня на осколках строительной империи паразитируют различные московские дельцы, которые выжимают остатки соков из еще дышащих предприятий.

Типичный пример — Омский завод по выпуску металлоконструкций. За прошедшие с момента банкротства «Мостовика» четыре года предприятие несколько раз переходило из рук в руки и медленно, но неуклонно деградировало под руководством «эффективных менеджеров» из Москвы.

Сначала хозяйственной деятельностью здесь занималось созданное в 2015 году ООО «Омскстальмост», в 2017 году ее сменило свежезарегистрированное ООО «Омский завод металлоконструкций».  Выкупить имущество завода должен был «Сбербанк», являющийся его залоговым кредитором — однако эта сделка до сих пор не завершена. То есть завод по факту уже несколько лет просто ничей, а его новые управляющие все это время «на халяву» (в переводе на юридический — незаконно) используют и разбазаривают ресурсы, накопленные «Мостовиком» в его лучшие времена.

Управляющее ныне заводом ООО «ОМЗ» является дочерним предприятием московского ООО «Мир», которым владеет некий Александр Ларин — столичный бизнесмен, сколотивший карьеру и капитал в электроэнергетике. Заработав к 37 годам на солидный автопарк из роскошных машин и мотоциклов, молодой юрист и топ-менеджер в прошлом году решил заняться реальным производством в Сибири. Для этого он взял в аренду имущественный комплекс Омского завода металлоконструкций у «внучки» Сбербанка — компании «Сбербанк Капитал Альянс». Ларин пообещал платить за аренду 15 миллионов в месяц, а в перспективе — выкупить завод целиком (и даже внес залог в размере 100 млн рублей).

Однако денег на выкуп всего завода у господина Ларина, судя по всему, нет — сделка должна была завершиться более месяца назад, а воз и ныне там. Чтобы спасти проект, Ларин привлек еще одного небезызвестного предпринимателя — азербайджанца Туфана Садыгова. Вместе они пытаются теперь либо продлить сделку, либо выкупить саму компанию «Сбербанк Капитал Альянс» за 250 млн руб.

Кто такой Туфан Садыгов? В мостостроительной отрасли помнят его прошлогоднее появление на заводе «Улан-Удэстальмост», после чего работа завода остановилась. Началась череда судебных разбирательств и банкротств, в которой разобраться под силу только правоохранительным органам, ведь вокруг завода было создано несколько юрлиц с одинаковыми названиями. Излишне говорить, что у завода накопилась громадная задолженность по зарплате, миллиардные долги перед партнерами. Вместо обещанного спасения «Улан-Удэстальмост» оказался на грани окончательного краха.

Сегодня Ларину и Садыгову срочно нужны деньги, чтобы завершить сделку и не потерять 100 млн рублей залога. Поскольку брать средства бизнесменам неоткуда, они, видимо, хотят набрать авансов за контракты и расплатиться этими деньгами со «Сбербанком».

Стоит ли говорить, что в случае такого изъятия оборотных средств заказчики, которые купятся на низкие цены и прежнюю славную историю предприятия, рискуют остаться и без денег, и без продукции?

Впрочем, даже без всего этого исполнение заказов Омским заводом металлоконструкций сегодня находится под большим вопросом. Несколько лет «эффективного» внешнего управления не прошли для предприятия даром — в настоящее время загрузка омского завода составляет всего 600 тонн в месяц при производственной мощности 2,5 тысячи тонн. При этом для того, чтобы выйти хотя бы «в ноль», предприятие должно выпускать ежемесячно не менее 2 тысяч тонн продукции, в противном случае оно несет убытки.

В отсутствие рачительного хозяина, стабильного потока заказов у предприятия нет, завод теряет рабочие и инженерные кадры, все более скатываясь к исполнительской и финансовой несостоятельности. А ведь производство мостовых металлоконструкций – это не игрушки, тут требуется аттестованное оборудование, лицензии и допуски, обученный персонал. 

Некоторое время назад на завод возвращался его бывший хозяин Олег Шишов, правда, уже в качестве консультанта. Он попытался поставить предприятие на ноги, но сильно дело не продвинулось. Летом этого года новые управляющие попросту «послали» Шишова, который объявил о прекращении сотрудничества с руководством предприятия.

Вопрос, кто лучше позаботится о заводе — московские любители роскошных автомобилей, заработавшие свои капиталы в трех самых коррупционных отраслях экономики (строительство дорог, ЖКХ, электроэнергетика), или профессионалы, болеющие за производство — оставим открытым. Ответ на него очевиден. Равно как и перспективы завода и его заказов в случае, если тандему Ларин-Садыгов удастся провернуть свою аферу и «прокинуть» не только Сбербанк, но и клиентов омского предприятия.

ОмскПресс