Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
19
ноября
пн
Ночь −4
Утро −4
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD65.85 66.20
EUR75.25 75.60
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиОбратите внимание

Как упаковать бизнес во франшизу: особенности, способы

Как упаковать бизнес во франшизу: особенности, способы
На протяжении последних семи лет мы наблюдаем активное развитие российского франчайзинга. Если в 2010 году в России работало только 500 франшиз, то сегодня количество таких брендов в стране превышает полторы тысячи, а количество франчайзинговых филиалов — 50 000. Только за 2017 год показатель вырос на 15%.
31.08.2018 14:42
Поделиться:

Российская ассоциация франчайзинга с учетом «серого» сегмента оценивает объем рынка франшиз в 350-500 миллионов долларов. Это большие деньги, однако до США, где зародился франчайзинг, нам еще есть, куда расти. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году количество франшизных брендов в России преодолеет отметку в 2 000, число филиалов — 100 000, а рабочих мест — 2 000 000.

Несмотря на то, что, по данным НАФИ, 33% российских предпринимателей еще вообще не знают, что такое «франшиза», их более осведомленные соотечественники отчаянно пытаются присоединиться к тренду. Согласно Wordstat, только “Яндексом” ежемесячно фиксируется почти 480 тысяч запросов с ключевым словом «франшиза». Спрос многократно превышает предложение, чем подстегивает интерес бизнесменов к масштабированию своего бизнеса.

В этой статье мы расскажем, как самостоятельно упаковать бизнес во франшизу и стоит ли пользоваться услугами профессиональных упаковщиков.

Самостоятельная упаковка франшизы

Упаковка бизнеса во франшизу — важное решение для любого предпринимателя. Принимать его нужно взвешенно, трезво оценивая свои силы и возможности. Как минимум, нужно четко понимать, подходит вообще франчайзинг вашей компании или лучше двигаться по другому пути.

Существует множество фирм, которые в развитии собственной сети только в угоду моде используют термин «франшиза», а на самом деле ничего общего с ним не имеют. Часто так маскируют схемы сетевого маркетинга или придают солидность обычным оптовым поставкам какого-либо товара. Разумеется, никто не помешает вам сделать точно так же — закон это не ограничивает. Однако, честнее все-таки называть вещи своими именами.

Основные элементы упаковки

Если вы правильно разобрались в понятиях и пришли к выводу, что франшиза — это то, что вам действительно нужно, следующий шаг — выяснить, а нужны ли вы франшизе. Франчайзинг может производить впечатление легких денег, которые вы будете получать без каких-либо усилий, но на самом деле это не так.

Чтобы узнать, готовы ли вы и ваше дело к масштабированию по франшизе, нужно провести тщательный анализ компании и рынка в целом. Чтобы ничего не упустить из виду, составьте для себя чек лист.

  1. Уникальная концепция и сильный бренд. Это 80% успеха. Вам вовсе не обязательно производить какой-то оригинальный товар или услугу. Ключевой вопрос — как вы это делаете. Подумайте, в чем «изюминка» вашей компании, где ее «ноу-хау», чем вы кардинально отличаетесь от конкурентов. Потенциальные франчайзи должны знать, за что и почему они платят. Если они смогут самостоятельно сделать в точности такой же бизнес без вашей помощи, то скорее всего так и поступят.
  2. Успешно работающие собственные точки. Многие скептики утверждают, что франшиза — это торговля воздухом. Так быть ни в коем случае не должно. Вы на собственном примере должны показать своим будущим партнерам, насколько эффективен и прибылен ваш бизнес. Какие бы интересные концепции и четкие финансовые модели вы ни предлагали, только практика покажет, насколько компания жизнеспособна и какие у ее филиалов есть шансы на успех.
  3. Стабильная финансовая ситуация. Во-первых, ни один вменяемый человек не захочет купить франшизу у компании, которая едва сводит концы с концами. Во-вторых, вы должны четко осознавать, что франшиза — это не только получение денег от партнеров за право пользования брендом. Это, в первую очередь, значительные вложения с вашей стороны — в федеральную рекламу и маркетинг, в найм и обучение сотрудников, в формирование фирменного стиля и дизайна помещений, в разработку и внедрение систем автоматизации. Бюджет нужно рассчитывать заранее и планировать на 1-3 года вперед. На вашем счету должно быть достаточно средств даже с учетом непредвиденных ситуаций и форс-мажоров.
  4. Благоприятная рыночная ситуация и конкурентная среда. Проведите маркетинговые исследования и анализ рынка, обратите внимание на успехи и неудачи конкурентов. Важно убедиться, что ваш продукт востребован и останется таковым в обозримом будущем. Изучите не только домашний регион, но и территорию, куда планируете расширять свой бизнес.
  5. Мобильность и готовность поддерживать франчайзи. Разумеется, вы задумали продавать франшизу, чтобы развить свою сеть далеко за пределами родного региона. Но задумайтесь, сможете ли вы организовать поставки товара, если таковые нужны, настроить логистику, да и просто оперативно реагировать на просьбы партнера о помощи.
  6. Сильная реклама и масштабное продвижение. Как правило, люди для того и покупают франшизу, чтобы работать под именем известного бренда, тем самым сокращая свои расходы на рекламу. Удостоверьтесь, что вы готовы проводить масштабные рекламные кампании федерального уровня или как минимум помогать франчайзи настраивать продвижение в рамках его региона.

Если напротив каждого из перечисленных выше пунктов вы готовы поставить уверенную «галочку», значит вам можно и нужно приступать к упаковке бизнеса во франшизу.

Самое главное, что придется для этого сделать — зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания в Роспатенте. Это единственное официальное требование российского законодательства к потенциальным франчайзерам. Процедура обойдется вам как минимум в 30 тысяч рублей и может отнять целый год времени. Однако, без зарегистрированного бренда ни о какой франшизе не может быть и речи.

Получение товарного знака — не единственная юридическая формальность, которую вам придется решить. Отдельное внимание нужно уделить договорам. Если вы еще не успели оформить права на бренд, то сможете заключить с партнерами только договор поставки или предварительный «лицензионный» договор. Если регистрация в Роспатенте пройдена успешно, то можно сразу подписывать договор коммерческой концессии — именно он обеспечивает легитимность франшизы в РФ, поскольку само понятие франчайзинга в законодательстве нашей страны не используется. Подробнее узнать о коммерческой концессии можно из главы No 54 Гражданского кодекса.

Согласно статье ГК No 1028, передача прав на интеллектуальную собственность должна быть зарегистрирована в Федеральном институте промышленной собственности. ФИПС очень придирчиво относится к проверке регистрационных данных и легко может отказать заявителю, если обнаружит какую-либо ошибку. Договор при этом будет считаться недействительным. Поэтому к составлению документов нужно подойти очень ответственно — несколько раз проверить и перепроверить, привлечь опытных юристов.

Не менее щепетильно стоит подойти и к разработке условий франчайзинга — суммам паушального взноса и роялти, модели сотрудничества и составу франчайзингового пакета. Без прозрачных финансовых условий и понятного бизнес плана вы не сможете запустить ни одну франшизу. Потенциальные партнеры хотят знать цифры: прибыль, расходы, аналитику. Чтобы привлечь покупателей на свою франшизу, раскройте стратегию развития фирмы и продемонстрируйте текущие результаты ее деятельности.

Внимательно отнеситесь и к разработке внутренней документации для франчайзи — это бренд-бук и бизнес-бук, стандарты оказания услуг и требования к качеству товара, трудовые договоры и системы мотивации персонала, скрипты продаж и руководства по работе с клиентами. Если не хотите круглосуточно отвечать на звонки партнеров по каждой мелочи и каждый раз обучать с нуля вновь нанятого сотрудника, инструкции должны быть четкими, понятными и очень-очень подробными.

Таким же доступным следует сделать и маркетинг-кит — продающую презентацию. Именно она должна аргументированно убедить будущего франчайзи, что ваш бизнес самый лучший, а предложение самое выгодное. Опишите цель и миссию компании, конкурентные преимущества, распишите финансовую модель. Сформулируйте требования и стандарты, которым должен соответствовать ваш франчайзи. Расскажите, где он будет привлекать клиентов и как сможет улучшить результаты своих продаж.

Особое внимание уделите рекламе — не только своего товара или услуг, но и своей франшизы. Решите, как и кому вы хотите ее продавать, кого хотите видеть своими будущими партнерами, где искать таких людей. Грамотно составленная рекламная кампания может за считанные месяцы сделать вашу фирму крупной федеральной сетью, тогда как ошибка приведет к тому, что ждать франчайзи придется целую вечность. То же самое можно сказать и про отдел продаж. Вам стоит сразу определиться, кто будет продавать вашу франшизу — вы сами, ваши сотрудники или менеджеры на аутсорсе.

Упаковка франшизы сторонними организациями

Безусловно, упаковать бизнес во франшизу можно самостоятельно — ведь никто не знает ваше дело лучше, чем вы сами. Бытует мнение, что масштабирование бизнеса собственными силами происходит абсолютно бесплатно и не будет стоить его владельцу ни копейки. Однако это не так.

Консалтинг: упаковка франшизы

Вам в любом случае придется оплачивать госпошлину за регистрацию товарного знака, платить за услуги юристов и бухгалтеров, дизайнеров и программистов — даже если те числятся в штате вашей компании. Кроме того, разработка франчайзингового предложения может занять длительное время и отнять много сил. А самое главное — как бы скрупулезно вы ни подошли к вопросу, нет гарантии, что результат оправдает ожидания и франшиза будет разлетаться как горячие пирожки.

Чтобы минимизировать риски и защитить себя от ошибок, многие предприниматели обращаются в организации, которые специализируются на создании и сопровождении франшиз. За определенную плату такие компании составят для вас готовое к продаже решение, а часто и возьмут на себя задачи по раскрутке франшизы и взаимодействию с клиентами.

Как правило, упаковка франшизы «под ключ» включает разработку УТП и финансовой модели, оформление презентации и сайта, подготовку договора коммерческой концессии, настройку системы автоматизации и запуск отдела продаж. Некоторые фирмы занимаются разработкой дополнительных маркетинговых инструментов для продвижения франшизы — ведут соцсети и блоги, снимают видеоролики, запускают триггерную рассылку и настраивают автоворонку продаж.

Расценки на услуги профессиональных упаковщиков стартуют от ста тысяч и могут достигать нескольких миллионов рублей. Всё зависит от перечня оказываемых услуг и уровня профессионализма исполнителей. Итоговая сумма ограничивается только вашим бюджетом.

Многие компании предлагают не только полную упаковку франшизы «с нуля», но и готовы выполнить отдельные задачи на ваш выбор. Такой подход дает возможность сэкономить и избежать «навязывания» услуг, в которых нет необходимости.

Вывод

Франшиза — хоть и не панацея для успешного развития бизнеса, но при грамотном подходе поможет вам значительно масштабировать свое предприятие и существенно увеличить доход. Однако только качественная упаковка позволит добиться поставленных результатов и не ударить в грязь лицом.

Лишь собственник бизнеса вправе решать, будет ли он запускать франчайзинг своими силами или обратится за помощью сторонних организаций. Важно — взвесить все плюсы и минусы, тщательно обдумать свое решение.

Да, самостоятельная упаковка поможет вам сэкономить пару сотен тысяч рублей, однако любая ошибка может привести к гораздо большим потерям. Сырая франчайзинговая программа и провальная маркетинговая стратегия загубили не один десяток компаний. Возможно, имеет смысл довериться профессионалам и заказать упаковку франшизы «под ключ». Недаром ведь говорят: «Скупой платит дважды».

Источник: Франчбук – каталог франшиз в России и СНГ.

Просмотров: 525
Для печати Отправить другу На главную
Другие новости на тему: бизнес, раншиза
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик