Отсутствие или недостаточная степень освещения дорог нередко становится одной из причин аварий и ДТП.
Основой дорожного освещения является система уличных фонарей и опор с различными светильниками, схема размещения которых должна быть разработана еще на этапе проектирования автомагистралей. Нормы и правила организации такой системы закреплены в соответствующих инструкциях и разделах СНиП.
Общие требования к дорожному освещению
Система осветительных установок должна охватывать не только проезжую часть магистралей, но и прилегающую к ним инфраструктуру – пешеходные тротуары, площади, дорожные развязки, автостоянки, заправки и другие объекты. При этом она должна отвечать следующим общим требованиям:
- обеспечивать бесперебойное освещение в темное время суток;
- опоры освещения со светильниками должны размещаться через равные промежутки, обеспечивая равномерное освещение полотна, поворотов, развязок, дорожных знаков и разметки;
- быть безопасной для участников дорожного движения, удобной для управления и технического обслуживания;
- свет не должен быть слишком ярким и слепить глаза.
Немаловажным критерием системы дорожного освещения является ее экономичность и рациональное потребление электроэнергии.
Нормы яркости освещения
Автомагистрали классифицируются по количеству и интенсивности передвижения транспортных средств. Для каждой группы дорог предписаны следующие нормы средней яркости освещения:
- Магистралям с интенсивностью движения более 1000 единиц транспорта в час – 20 люкс.
- Магистралям районного значения и городским улицам с движением от 500 до 1000 единиц – 15 люкс.
- Дорогам районного значения с движением до 1000 единиц – 10 люкс.
- Улицам местного значения с движением 500-1000 единиц – 6-8 люкс;
- Дорогам с движением не больше 500 единиц – 4 люкс.
Коэффициент световых потоков не должен превышать 1%, что необходимо для правильной работы радаров, регистраторов и камер наблюдения.
Стандартные характеристики осветительных установок
Опоры со светильниками должны быть устойчивыми, прочными, стойкими к воздействию внешних факторов. Столбы обычно изготавливаются из железобетона или металла с антикоррозийными свойствами. В качестве светильников используются светодиодные, галогенные, ртутные, натриевые лампы. Монтаж открытых ламп без защиты и армирования не допускается.
Размещение и характеристики осветительных установок должны отвечать следующим нормам:
- Оптимальное расстояние между опорами – 35 м.
- Стандартная высота столбов – 12 м, для магистралей с мощностью освещения 30 кВт на 1 км – 20 м.
- Расстояние от бордюров для крупных магистралей – не менее 1 м, для остальных дорог – 0,5 м.
- При отсутствии бордюров опоры должны находиться на расстоянии не меньше 1,75 м от дорожного полотна.
Используемое оборудование и материалы должны соответствовать нормам ГОСТ, напряжению сети, ландшафтным и климатическим условиям местности. Соблюдение правил организации освещения дорог позволит повысить безопасность и удобство передвижения транспорта и пешеходов.