Как сработала современная система банкротства банков на примере Межтопэнергобанка

«Россия» и «В мире»

Как сработала современная система банкротства банков на примере Межтопэнергобанка

Информация об отнятии лицензии у банков в прессе появляется регулярно. Постоянное пополнение этого списка сделало процесс привычным, само собой разумеющимся. Все реже появляются вопросы о причинах банкротства, о том, можно ли было избежать такой ситуации, оказать какую-либо помощь.

Вполне объяснима логика категоричных действий регулятора в отношении компаний-однодневок, занимающихся исключительно обналичиванием денег, сомнительными манипуляциями. Однако в последнее время остаются без лицензии банки, успевшие завоевать хорошую репутацию, имеющие долгую историю, осуществляющие деятельность, способствующую развитию различных отраслей экономики.

Руководители ЦБ публикуют в СМИ оптимистичную информацию о целях и принципах работы регулятора. Они заявляют о готовности оказывать помощь финансовым компаниям, попавшим в сложную ситуацию. Средства для этого формируются в Фонде консолидации. По словам Д.Тулина, первого зама главы ЦБ, они понимают сложность проблемы, планируют тесно сотрудничать с «уставшими» владельцами банков.

На практике ситуация складывается неоднозначно. Если рассматривать положение единичных фаворитов, таких, как БИНбанк, Банк Открытие, Промсвязьбанк, то ЦБ действительно оказывает реальную помощь. Самые крупные проблемы финансовых компаний решаются при помощи выделения средств из Фонда консолидации. У остальных компаний, к сожалению, перспективы не такие радужные.

Сегодняшнюю систему отъема лицензии можно рассмотреть на типичном примере ликвидации Межтопэнергобанка. Эта компания являлась одним из аксакалов финансового сектора, четверть века проработала на рынке страны. Акционерный коммерческий банк был в категории 100 крупнейших финансовых учреждений России. В списке самых богатых российских банкиров руководитель Межтопэнергобанка находился на 96-м месте.

Финансовая компания являлась уполномоченным банком при Правительстве столицы. Она инвестировала солидные средства в крупнейшие проекты. Сотрудничество банка с главными застройщиками Новосибирска, Московской области, Челябинска позволило тысячам граждан обзавестись новым жильем. Межтопэнергобанк кредитовал проект возведения крупнейшего аквапарка в Новосибирске, благодаря его финансированию в Тверской области возведен полигон по переработке ТБО. С его помощью сумел удержаться на плаву крупный банк Сибири «Алемар».

Однако все эти и подобные вложения Межтопэнергобанка регуляторы отвели в разряд рискованных операций. Получается, что сейчас нужно инвестировать не в реальные проекты, а заниматься манипуляциями с ценными бумагами, не оказывающими влияние на развитие экономики, уровень жизни людей. Они являются главной частью деятельности банков, которые относятся к числу надежных. Главным фактором оценки работы сейчас является отличная отчетность и ликвидность.

Причиной ухудшения ситуации в банковском секторе стал кризис, который ярко отразился в строительной сфере, стал причиной снижения объемов промышленных производств. Угроза краха нависла даже над проектами, инвестированными государственными корпорациями. Не избежал проблем и Межтопэнергобанк. В сложном положении оказался один из главных его заемщиков, завод «Оптоган».

Причиной пристального внимания ЦБ стала новая концепция определения надежности банка. Главным фактором стало наличие несгораемой суммы, которая в обязательном порядке должна оставаться на балансе. Достаточно обнаружить нехватку 1 рубля, чтобы банк был объявлен ненадежным. Из-за этого подхода компании, вложившие инвестиции в реальные проекты, оказались под угрозой, в отличие от банков, специализирующихся на скупке-продаже акций.

Аналогов таких действий в мировой практике нет. В других странах лицензии лишаются только банки, находящиеся на стадии банкротства, признающие безвыходность ситуации. Центробанку не требуются такие условия. Ему достаточно появления временных трудностей, с которыми сталкивается каждая финансовая организация.

В сложных моментах реальную помощь мог бы оказать регулятор вкупе с Фондом консолидации. Но принимается другое решение, отзывается лицензия. В ситуации с Межтопэнергобанком «красной кнопкой» стал человеческий фактор, помешавший исполнить предписания Центробанка. Внезапно уехал за рубеж председатель Правления, принимавший основополагающие решения. Самоустранение Шутова стало причиной управленческого коллапса. Эта ситуация не осталась без внимания регулятора.

На срочное совещание в Межтопэнергобанке собралось Правление, акционеры, работники. Было очевидно, что банк нужно спасать, есть реальные пути выхода из сложной ситуации. Обсуждалась возможность оказания помощи солидными вкладчиками и акционерами. На собрании составлено официальное прошение руководителям Центробанка об отсрочке для выполнения предписаний. Банк попросил поддержки в виде выделения финансов из Фонда консолидации. Ответом регулятора на эти официальные послания стало назначение временной администрации в компании. После этого остановить процесс ликвидации было уже невозможно.

Это печальная история Межтопэнергобанка, у которого не было планов умышленно объявлять себя банкротом, не совершившего никаких противоправных шагов. Сейчас Агентством по Страхованию Вкладов осуществляется оценка его активов, имущества финансовой компании, готовится их распродажа.

Центробанк официально заявлял о готовности оказать помощь «уставшим» владельцам банков. Однако очереди из желающих получить ее, пока нет. Скорее всего, руководители финансовых компаний, попавших в трудное положение, не слишком доверяют обещаниям ЦБ. Не вдохновляют реальные примеры, такие, как у Межтопэнергобанка. В критической ситуации вместо обещанной помощи из Фонда консолидации к ним пришел регулятор, вместе с которым началась и ликвидация.

ОмскПресс