Омский востоковед представит в Париже манускрипт суфиев

Культура

Омский востоковед представит в Париже манускрипт суфиев

В Париже, Франция, в начале 2010 года пройдет лекция востоковеда из Омска, аспиранта Амстердамского университета Альфрида Бустанова. Тема выступления — «Мусульманские сообщества в Западной Сибири XVI-XX вв.». Встречу с европейскими исламоведами организует парижский Институт изучения Ислама и мусульманских сообществ (Institut d’etudes de l’Islam et des societes du monde musulman). На лекции впервые пройдет презентация биографического словаря сибирских улемов конца XVIII-начала XX вв., составленного Абдурашидом Ибрагимовым из Тары, Омская область.

Как сообщает Ислам.ру , имя Альфрида Бустанова уже знакомо французским исламоведам. В 2001 году в Париже выходил сборник статей "Ислам в Сибири", в котором печатались материалы и омских исследователей. "Главная "особенность" Ислама в Сибири – его слабая изученность, причем как касательно прошлого, так и современности. Попытки объявить какие-то элементы местной культуры национальной "особенностью", на мой взгляд, спекулятивны и политизированы", — говорит Альфрид Бустанов. Во время парижской лекции будет впервые представлен биографический словарь — манускрипт суфиев и ученых, составленный уроженцем Тары Абдурашидом Ибрагимовым. "Это небольшой словарь, сохранившийся в двух вариантах в рукописных хранилищах Санкт-Петербурга и Уфы. Некоторые данные из словаря были известны, благодаря капитальному своду биографий оренбургского муфтия Ризы Фахруддинова "Асар", но даже о существовании словаря Ибрагимова до сих пор не было известно. Нам повезло еще в том отношении, что сохранился первоисточник, на который опирался Ибрагимов – записи одного из имамов Юрт Комароу Тобольской губернии. Сопоставляя их данные, можно узнать, к примеру, где учились сибирские духовные лица, с кем имели прочные связи, имели ли они библиотеки, какова их судьба и т.д. Главная ценность источника в том, что он выводит из тени главных действующих лиц истории ислама – ученых с их непростыми судьбами и бесконечными богословскими спорами. А это уже открывает дверь к тому, чтобы увидеть жизнь мусульманских общин в целом, как систему, а не только отдельные ее фрагменты", — рассказывает омский востоковед.

ОмскПресс