Гипноз при хирургическом удалении катаракты

Обратите внимание

Гипноз при хирургическом удалении катаракты

Вашему вниманию статья о том, как был применен гипноз при хирургическом удалении катаракты в Американском обществе анестезиологов.

Семидесятитрехлетняя женщина, страдающая ожирением (вес 125 кг, рост 156 см) была направленана хирургическое удалениекатаракты в правом глазу. Из-за ряда серьезных сопутствующих заболеваний общая анестезия пациентке была противопоказана. Тем не менее, пациентка была очень взволнованнаи попросила проведения седации в случае, если предполагается, что процедура будет проводиться под местной анестезией. Она положительно откликнулась на предложение об использовании гипноза в периоперационный период.

Гипнотическая индукция была достигнута с помощью метода фиксации глаз, погрузив пациентку в состояние трансаза 30 секунд. Непрерывно выполняемые расслабляющие внушения, выполняемые самой пациенткой за день до операции, были использованы для поддержания состояния транса. Позже она сообщила, что не осознавала, что находится в операционной, но указала, что ощущала глубокое расслабление во время процедуры. Использование гипноза в периоперационный периодоказалось удовлетворительным вариантом седациидля этого пациента с высоким риском. Такой вариант должен быть активно изучен для использования у аналогичных, легко внушаемых пациентов, которые подвергаются незначительным хирургическим вмешательствам.

что такое гипноз

Разнообразные гипнотические методы успешно применялись в ряде хирургических операций в целях обеспечения седативного и анальгезирующего эффекта. Проведенные хирургические процедуры с применением гипноза включали:

  • тиреоидэктомию (удаление щитовидной железы);
  • паратиреоидэктомию (операции на паращитовидных железах);
  • пластическую хирургию;
  • стандартные акушерские процедуры;
  • гинекологические процедуры.

Использование гипноза позволяет уменьшить или устранить седативный эффект, действие фармакологической анестезии, что создает определенные преимущества для некоторых пациентов.Разработано множество методов и обучающих курсов по гипнозу для использования в психологической сфере. Те техники, которые были адаптированы для использования в хирургии, включали:

  • классическое гипнотическое прямое внушение для релаксации и аналгезии;
  • метод Эриксона;
  • метод Шульца;
  • мыслеобразные психотехники.

Визуализационные методы исследования с использованием магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии свидетельствуют об изменениях активности в конкретных областях головного мозга в ответ на гипнотическое внушение анальгезии. В настоящем докладе описывается случайАмериканского общества анестезиологов, когда пациент с высоким риском успешно перенес операцию катаракты под гипнозом. Пациент дал согласие на публикацию.

История болезни

Семидесятитрехлетняя женщина, больная ожирением (вес 125 кг, рост 156 см) была направлена для хирургического удаления катаракты в правом глазу. Ее предыдущий анамнез включал:

  • правосторонний паралич лицевого нерва;
  • транзиторную ишемическую атаку;
  • стабильную стенокардию;
  • гипертоническую болезнь;
  • апноэ во сне, лечимое с применением неинвазивной вентиляции легких в ночное время;
  • хроническую обструктивную болезнь легких;
  • гастроэзофагеальный рефлюкс;
  • колит;
  • инсулинозависимый сахарный диабет;
  • гипотиреоз;
  • гиперурикемия.

У пациентки было шесть беременностей, протекающих без осложнений. До 1994 года она подвергалась нескольким относительно небольшим хирургическим вмешательствам, проводимым под общей анестезией. С тех пор она получила хирургические манипуляции на зрачках, выполненных под местной анестезией, и три колоноскопии, проведенных без анестезии. Назначения пациентки включали:

  • применение кислородного концентратора 14 часов в день;
  • левотироксин натрия (Levothyroxinesodium);
  • аллопуринол (Allopurinol);
  • трамадол (Tramadolum);
  • парацетамол (Paracetamolum);
  • рамиприл (Ramiprilum);
  • клопидогрел (Clopidogrelum);
  • препараты инсулина;
  • препараты группы бензодиазепинов;
  • пантопразол (Pantoprazolum);
  • лоперамид (Loperamidum);
  • молсидомин (Molsidominum).

За неделю до операции состояние здоровья пациентки было стабильным, оптимизации не наблюдалось. Способ анестезии обсуждался за неделю до операции, и было решено провести операцию под локальной местной анестезией. Чтобы защитить ее от сердечно-сосудистыхосложнений, было принято решение использовать Клопидогрел (Clopidogrelum) до, во время и после операции. Из-за антиагрегантных свойств данного препарата и существующего риска кровотечения было невозможным провести манипуляцию стандартным способом с использованием местной анестезии.

Поэтому единственным вариантом оставалось применение обезболивающих глазных капель Тетракаин (Tetracainum)в сочетании с Mydriasert® (Тропикамид (Tropicamidum) и Фенилэфрин (Phenylephrinum)). Однако, поскольку использование этих средств часто бывает недостаточным для предотвращения движений пациента во время операции, хирурги часто требуют выполнения легкойседации. Кроме того, из-за существующего солидного опыта в аспекте хирургических вмешательств, пациенткабыла очень взволнована и просилаобеспечить ей расслабление и успокоение во время операции. Однако из-за существующих многочисленных высоких рисков осложнений и побочных действий необходимо было разыскать альтернативуфармакологическойседации.

Во время беседы за день до операции пациентка сказала, что в 1971 году она проходила терапию гипнозом, которая, по ее мнению, помогла облегчить тяжесть неврологических симптомов, возникших после транзиторной ишемической атаки. Следовательно, она очень положительно отреагировала на предложение об использовании периоперационного гипноза и была готова к данной манипуляции.

Предварительныйтест для определения степени внушаемости посредством внушения «тяжелой руки» (воображаемоеведро с водой, удерживаемое левой рукой, при закрытых глазах) дал мгновенный положительный результат: левая рука пациентки опустилась сразу после внушения.

В день операции пациентка предварительно получила Гидроксизин (Hydroxyzinum)100 мг, Циметидин (Cimetidinum) 400 мг. Также она получила стандартную утреннюю дозуМолсидомин (Molsidominum),Клопидогрел (Clopidogrelum), Левотироксин натрия (Levothyroxinesodium), Рамиприл (Ramiprilum). В операционном кабинете пациенткасохраняла полную бдительность, была способна к согласованным действиям, находилась в ясном сознании без каких-либо признаков сонливости. Был проведен стандартный мониторинг и обеспечен внутривенный доступ. На случайвозникновения проблем соответствующее оборудование и лекарства находились в режиме ожидания для экстренной эндотрахеальной интубации.

Гипнотическая индукция была достигнута с помощью метода фиксации глаз, описанной модифицированной методикой Эльмана, в результате чего пациентка достигла трансового состояния в течение 30 секунд. Непрерывные внушения об отдыхе на ее любимом курорте со словами «горячая баня», «расслабление тела» и «наблюдение за голубым небом за окном», какие выполнялись самой пациенткой за день до операции, использовались для поддержания состояния транса.

Это было применение «принципа использования», суть которого: включениев гипнотическое воздействие принадлежащего пациенту лексического запаса и способа изъяснения. Позже пациентка рассказала, что она не знала, что находится в операционной, полагая, что пребывает в джакузи, наслаждаясь видом садаиз окна отеля.

Непосредственно после гипнотической индукции пациентке был внутривенно введен один грамм парацетамола(Paracetamolum). Во время гипноза дыхание было глубоким и регулярным, насыщение кислородом оставалось стабильным. Артериальное давление составляло от 125/60 мм рт. ст. до 150/70 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений была постоянной и составляла около 70 ударов в минуту. Во время операции уровень глюкозы в крови составлял 5,3 ммоль/л. Конечности оставались пассивными и расслабленными.

Хирургическая операция продолжалась 35 минут и прошла беспрецедентно. Хирург описал условия работы как оптимальные. Выведение из состояния гипнотического транса было медленным, несмотря на внушения о возвращении к полной осознанности. Поэтому пациентке было предложено сесть на поезд, следующий из курорта, и возвратиться в свой родной город, где ей была выполнена операция на глазах. Этого было достаточным, чтобы вывести ее из состояния транса. Когда она пришла в ясное сознание, то поняла, что хирургическая операция была уже завершена. При этом пациентка не жаловалась на какие-либо неприятные симптомы. Послеоперационное и постгипнотическое восстановление прошло без инцидентов, и пациентка выразила большое удовлетворение полученным периоперационным опытом.

Обсуждения

Изменение состояния сознания при гипнозе, по-видимому, не связано с эффектом плацебо. Изучение изображений мозговых структур подтверждают участие передней поясной коры, таламуса и мозолистого тела головного мозга в формировании гипнотических состояний. Существует значительные различия в реакциях людей на воздействие на ноцицепторы, также различаются реакции на гипнотическое вмешательство. Среди пациентов отмечаются существенные различия в степени гипнотабельности. По мнению гипнотерапевта Геннадия Иванова, несмотря на то, что от 60 до 85% пациентов легко поддаются гипнотическому воздействию, только около 15% пациентов могут достичь той глубины трансового состояния, необходимого для проведения операции без анестезии.

Однако в условиях, не предполагающих хирургические манипуляции, изначально низкая реакция на воздействие гипнозом может быть увеличена в ходе регулярной практики. Описанные в литературе случаи указывают на то, что увеличить глубину трансового состояния можно также и при необходимости хирургического вмешательства.

Успех мероприятия во многом зависит от того, сфокусирован ли пациент на визуализированном воображением безопасном и комфортном месте. Наша пациентка выбрала для себя свой любимый курорт. Тот факт, что данная пациентка уже имела успешный опыт гипнотического воздействия, также увеличил вероятность быстрого и удачного гипнотического воздействия.

Ремифентанил (Remifentanilum) может бытьиспользован в качестве альтернативы гипнотическойседации. Препарат быстро гидролизуется под действием неспецифических эстераз крови и тканей в течение трех-пяти минут. Однако, учитывая наличие хронической респираторной недостаточности и стабильной стенокардии, выбор ремифентанилаимеет некоторые риски, связанные с угнетением дыхания. Регуляция концентрации ремифентанила в плазме могла бы обеспечить успокоение пациента во время операции со стабильным кровяным давлением. Но степень седации в данном случае зависит от постоянного уровня ремифентанила в крови.

Как альтернатива, бензодиазепины короткого действия, например: Мидазолам (Midazolamum), снотворно-седативное действие которых могут быть отмененыединственно известным антагонистомбензодиазепиновых рецепторовФлумазенил (Flumazenilum), могут быть использованы для обеспечения седативного эффекта.Однако фармакокинетические трудности с мидазоламом сходны с ремифентанилом. Даже при использовании мидазолама пациентам с высоким риском может быть сложно поддержать постоянный уровень седации, одновременно предотвращая угнетение дыхания.В случае значительной десатурации чрезмерное седативное действие может быть отменено, однако пациент становится беспокойным и тревожным во время операции. Эта дилемма особенно актуальна для пациентов с хронической обструктивной болезнью легких и ожирением на фоне сердечной недостаточности.

Аргументы в пользу применения гипноза в периоперационный период подтверждаются исследованием, которое показывает, что использование гипнотических техник не только эффективнее, но и экономически выгоднее, чем анестезия. Выгода составляет в среднем 47% на каждый случай из-за меньшего количества осложнений от общей анестезии, более коротких сроков процедуры и более низкой стоимости материалов.

Таким образом, гипноз в периоперационный период оказался удовлетворительным вариантом для седациидля этой пациентки с высоким риском. Использование такого метода должно быть рассмотрено для аналогичных, легко внушаемых пациентов, которые подвергаются незначительным хирургическимвмешательствам.

ОмскПресс