Логистика не вяжется с логикой

Обратите внимание

Логистика не вяжется с логикой

Омская таможня начала переносить пункты таможенного контроля и оформления товаров непосредственно к ка з а хс т анско-рос сийской границе. Первый таможеннологистический терминал класса «А» с представителями всех задействованных федеральных органов надзора и досмотра появится уже в начале следующего года на базе склада временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Омск» вблизи пропускного пункта в Ольховке Черлакского района. Однако по мнению представителей областного министерства экономики, инвестор зря потратит деньги. С вступлением в силу Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в 2011 году товарооборот между членами союза будет свободным, а весь таможенный досмотр будет вестись совместно и только на его внешних границах.

Погранпункты передают Росгранстрою
В минувший вторник в правительстве Омской области состоялось очередное заседание комиссии по приграничному сотрудничеству Омской области, в которую входят все федеральные, муниципальные и областные ведомства, имеющие отношение к делам российскоказахстанской границы на территории региона. Первым делом члены комиссии познакомились с директором Омского филиала недавно созданного ФГУ Росгранстрой (учреждено также только что образованным Федеральным агентством по обустройству государственной границы – Росграница) Александром Носовым. По его словам, именно на баланс его учреждения в ближайшее время перейдут земля и имущество существующих пунктов пропуска. Как известно, после развала СССР они создавались чуть ли не стихийно, с использованием средств и имущества разных уровней власти. А после передачи ведомство займется строительством стационарных пунктов пропуска взамен временных вагончиков, которые уже давно неприглядно смотрятся рядом с казахстанскими сооружениями из гранита.

Чья земля у границы?
Второй вопрос также был посвящен передаче имущества, но уже всей будущей пограничной 30-километровой зоны на границе области, на которой после демаркации будет ограничено свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как рассказал начальник отдела земельных ресурсов министерства имущественных отношений Омской области Николай Кляус, его ведомство выяснило, что в будущую приграничную зону на территории девяти районов области, по данным Роснедвижимости, входит 780 земельных участков (639 – по данным районных администраций). Однако их большая часть находится в частной (453 участка) и долевой (203) собственности. А потому процесс ее изъятия в федеральную собственность явно будет непростым и длительным. Ведь договариваться придется с каждым собственником отдельно. Между тем, несмотря на уже достаточно долгую подготовку процесса, до сих пор не ясно, кто же этим должен заниматься и, главное, кто будет за это платить. По словам руководителей местных региональных управлений Росимущества и Роснедвижимости, из Москвы на этот счет никаких распоряжений не поступало.
– Мне непонятно, а почему пограничники сами молчат? – удивился заместитель министра экономики Омской области Владимир Федоров. – У вас есть интерес к земле? Если есть, то давайте определяться, кто будет регулировать ситуацию.
Тут же вспомнили, что, оказывается, на одном из прошлых заседаний Пограничному управлению ФСБ России по Омской области действительно давали поручение выяснить это у Новосибирского территориального управления Росграницы. Согласно одному из приказов Правительства России, именно это ведомство должно изымать участки.
– Запрос мы в Росграницу делали, – оправдался заместитель начальника отдела охраны Государственной границы Пограничного управления ФСБ России по Омской области Андрис Юревич. – Но они сообщили, что только становятся на ноги и ничего конкретного ответить не могут. Да и с самой демаркацией ничего не ясно. Раньше планировалось определить точную линию границы до 2010 года, сейчас же процесс остановили из-за кризиса.
Александр Носов предположил было, что Росграница может передать эти функции территориальным отделениям Росгранстроя, однако по данным заместителя председателя комиссии, секретаря совета безопасности Омской области Николая Калиниченко (впрочем, пока не подтвержденным), Росграница как раз для этих целей собирается создавать в регионах собственные представительства.
– В любом случае запрос Пограничному управлению надо повторить, – отметил Николай Калиниченко.

Нужный ненужный терминал?
Еще с одним важным, но неоднозначным нововведением членов комиссии ознакомил исполняющий обязанности начальника Омской таможни Сергей Овчаренко. Дело в том, что 9 июля 2009 года на заседании приграничной комиссии России была одобрена концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе. Согласно документу, ввезенные на территорию России товары отныне не нужно будет отдельно ставить на таможенный контроль в областном центре. А все необходимые процедуры, связанные с досмотром проверяющих органов, будут проводиться непосредственно на границе, в специальных таможенно-логистических терминалах (ТЛТ).
Таким образом, по замыслу авторов концепции, должны серьезно сократиться расходы предприятий на перевозку, что в итоге приведет к снижению потребительских цен. При этом сами ТЛТ должны быть построены на средства частных инвесторов, которые оправдают свои расходы за счет коммерческого предоставления как логистических, так и сопутствующих услуг.
По словам Сергея Овчаренко, в Омской области такой инвестор для строительства ТЛТ класса «А» у пропускного пункта в Ольховке нашелся – ЗАО «РОСТЭК-Омск». Правда, частным его можно назвать с натяжкой, так как это филиал ФГУП «РОСТЭК», учрежденного, в свою очередь, Федеральной таможенной службой России. Сейчас компания уже организовала вблизи пропускного пункта склад временного хранения площадью 1,5 тыс. кв. метров, на основе которого и заработает ТЛТ после того, как туда переедут представители федеральных проверяющих структур. Предполагается, что случится это в первом квартале 2010 года. Суммы инвестиций в проект не называются, однако по данным федеральных СМИ известно, что стоимость складских терминалов класса «А» может достигать нескольких миллиардов рублей, правда в столичных городах.
Другой терминал, который сможет обрабатывать и железнодорожный транспорт, появится в Исилькуле. Однако вопрос с инвестором и сроками пока не решен. Кроме того, таможня все еще надеется сделать многосторонним пропускной пункт в селе Одесском, через который будет очень удобно возить товары из третьих стран, например Китая и Киргизии. Но так как этот вопрос «завис» в министерстве иностранных дел, Овчаренко попросил через комиссию помощи в решении вопроса у губернатора области Леонида Полежаева.
– Я боюсь, что многие вопросы в концепции расходятся с решениями по созданию таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, – заметил замминистра экономики региона Владимир Федоров. – Исходя из уже принятых нашими странами документов, все товары, поступающие на территорию союза, будут проходить таможенное оформление на внешних границах с третьими странами. Соответственно, сейчас говорить о привлечении бизнеса к созданию этих терминалов на границе бессмысленно. Эти деньги просто не окупятся.
Кроме того, Владимир Федоров напомнил, что в планах областного правительства создать мультимодальный логистический центр, который будет привязан к аэропорту Федоровка, плотине и железной дороге. А при наличии ТЛТ на границе создавать региональный узел может быть экономически нецелесообразно. Выгоднее открыть пункт международных грузовых перевозок например. Между тем Казахстан должен вступить в союз уже с 1 июля 2010 года, а может быть, и раньше, так как недавно президент республики Нурсултан Назарбаев предложил включить свою страну в союз уже в 2010 году вместе с Белоруссией.
– Однозначно, пункты пропуска на границе остаются, ввиду того что остается пограничный контроль, – возразил Сергей Овчаренко. – Кроме того, таможенный союз предполагает лишь отмену таможенного оформления товаров России, Казахстана и Белоруссии. Все же внешние товары всё равно будут досматривать.
Впрочем, по данным Федорова, в принятом Таможенном кодексе все же четко говорится о прекращении таможенного досмотра любых товаров. Более того, по информации членов комиссии, в кулуарах власти поговаривают о том, что следующим этапом границы откроют не только для товаров, но и для людей, как в Евросоюзе.
– По последним документам, поступившим нам вчера, реализация таможенного союза Россия – Казахстан все же состоится не ранее 1 июля 2011-го, – не уступал Овчаренко, – а потому с помощью складского терминала мы в течение целых полутора лет сможем сохранять на низком уровне цены на плодоовощную продукцию.
Позже Сергей Овчаренко заверил корреспондента «Обозревателя», что ТЛТ в любом случае будет выгоден инвесторам, даже и без присутствия в нем таможенных органов, так как находится на международной трассе. А в настоящее время ни одного складского комплекса класса «А» в Омской области еще нет.
Директор ЗАО «РОСТЭКОмск» был недоступен для комментариев.
– Надо как следует изучить этот вопрос, – подытожил Николай Калиниченко. – Губернатор Омской области – член пограничной комиссии России, и он может внести предложение о присвоении пункту пропуска Одесское статуса многостороннего. Но для этого нужны четкие расчеты и обоснования того, что это действительно будет выгодно для региона. И разумеется, с учетом того, что сейчас фактически стоит перо в чернильнице, чтобы подписать абсолютно новый договор о взаимоотношениях с третьими странами.

ОмскПресс