Калибровкой весов называют комплекс мероприятий, с помощью которых устанавливается соотношение между величиной веса, полученной с помощью тензонометрических весов, и эталонным значением.
Это необходимо, чтобы затем привести метрологические характеристики весов к техническим требованиям.
Автомобильные тензонометрические весы проходят несколько различных видов калибровок:
- первичная калибровка проводится сразу же после выпуска весов, либо же после их ремонта;
- периодическая калибровка весов должна проводиться время от времени при эксплуатации, а также если их метрологические характеристики претерпели изменения, выявленные при диагностике. Временной интервал, через который должна проводиться периодическая калибровка при отсутствии каких бы то ни было проблем с весами, утверждается метрологической аттестацией.
- внеочередная калибровка – производится в случае, если изменение метрологических характеристик произошло раньше срока.
- устанавливается наибольший предел взвешивания, выраженный в граммах, килограммах или тоннах;
- устанавливается цена каждого деления;
- определяется нулевая точка («мёртвая нагрузка») – то есть выявляется, насколько само грузоприёмное устройство воздействует на датчики веса;
- грузоприёмное устройство освобождается, проверяются зазоры;
- при помощи программных средств весового индикатора либо измерительного усилителя задаётся значение массы грузы, который будет применяться для калибровки – либо точное значение, либо в процентах от НПВ;
- вводится значение нулевой точки, которое измеряется автоматически;
- производится укладка груза на грузоприёмное устройство, после чего определяется точка наибольшего предела взвешивания;
- вводится поправка на значение константы тяжести, которое будет зависеть от географического положения;
- калибровка завершена, её результаты можно заносить в базу данных.
Метрологические параметры определяют, чтобы выявить, пригодны ли весы для продолжения эксплуатации, а в случае, если на весы распространяется государственный метрологический надзор, калибровать их необходимо перед проведением поверки.
При проведении калибровки применяются штатные средства и функции измерения веса. Обычно применяют комплект эталонных гирь, но некоторые весы оборудованы собственным калибровочным устройством, и тогда он не требуется. Чаще всего как головное устройство для весоизмерительной системы используются весовые индикаторы, например, CAS CI 5010A.
Стандартный порядок подготовки к калибровке будет следующим:
Калибровочный вес должен будет составлять от 10% до 100% НПВ.
Порядок проведения калибровки по двум точкам измерительной шкалы:
Во время эксплуатации автомобильных весов следует проводить контрольные взвешивания, применяя груз с известной массой – таким образом можно будет вовремя заметить, что весы дают погрешность, сразу после чего сделать их калибровку.