Для полноценной интеграции детей инвалидов в современное общество необходимо инклюзивное образование.
Его суть заключается в том, что каждый ребёнок, имеющий различные особенности развития, должен обучаться вместе со своими обычными сверстниками по месту регистрации.
Старая методика предполагала собирать детей с ограниченными возможностями в специальных классах коррекции, но этот способ признан устаревшим и выстраивает вокруг детей стену, изначально разделяя их на обычных и особенных. Инклюзивное образование детей инвалидов основывается на нескольких главных принципах:
- первый и основной принцип заключается в равной ценности каждого человека, даже если тот и не имеет особых достижений или способностей;
- каждый имеет право чувствовать и думать по-своему;
- у всех людей есть право на общение, и они всегда могут быть услышаны;
- каждый член общества является опорой для другого.
Потребность в инклюзивном образовании может быть даже без наличия группы инвалидности. Но при этом к каждому подобному ребёнку следует относиться с учётом его индивидуальных особенностей и с использованием вспомогательного оборудования. Например, поручни для детского сада, пандусы и другие конструкции.
Естественно, что подобная система должна работать не только в школе. Инклюзивное образование в доу не менее важно, чем его школьное или университетское продолжение.
Ограничения инклюзивного образования
Психологи утверждают, что особых детей в школе может быть не более 10%. При этом на каждый класс приходится максимум 3 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Нельзя начинать работать с детьми инвалидами, если не были созданы все необходимые условия:
- В каждой школе необходимо использовать специальное оборудование. Требуется наличие условий для дистанционного образования.
- Для детей с ОВЗ следует разработать индивидуальную программу обучения. Необходимо подходить к делу с использованием сразу нескольких видов образовательного процесса.
- Организация психолого-педагогического наблюдения. Состояние детей следует постоянно отслеживать и реагировать на его изменения.
- Наконец, каждый член коллектива обязан пройти через курс, в котором рассказывается и наглядно показывается способ контактирования и обучения детей, имеющих особые ограничения.
Основная цель инклюзии состоит в том, чтобы подготовить детей к будущей жизни, тесно связанной с социумом. А также получение необходимых навыков, требующихся для полноценного и самостоятельного существования.