Оценка интеллектуального капитала

Обратите внимание

Оценка интеллектуального капитала

Сегодня очень ценятся люди, которые обладают некоторым объёмом знаний, поэтому в современном мире они занимают лидирующие позиции.

Производство медленно начинает уступать места все более расширяющейся сфере услуг, а инвесторы все более заинтересованы в интеллектуальном капитале из-за его высокой эффективности. Во всех Западных странах и в США талантливые люди и научные деятели от интеллектуальной собственности получают высокие доходы, и эта сфера сегодня активно развивается и в России, являясь высокодоходной и перспективной отраслью. Многим группам нужна оценка интеллектуальной собственности, но ведь стоимость интеллектуального капитала не отражается в отчетах, поэтому его очень сложно оценивать.

Под интеллектуальным капиталом подразумеваются активы предприятия, представляющие собой знания персонала и результаты этих знаний, которые воплощаются в клиентском капитале, во внутренних структурах предприятия и тому подобных активах. Но под этим понятием также подразумевают и совокупность неосязаемых активов, которые не входят в результаты мыслительной деятельности людей, например, зарегистрированные патенты или товарные знаки, расходы на обучение или репутация купленных компаний и тому подобное.

Не имеет значения, создан ли на предприятии объект интеллектуальной собственности или приобретен, главное, что он является результатом мыслительной деятельности. Основная часть этого капитала не имеет денежной оценки и не указывается в бухгалтерском учете предприятия.

Для многих предприятий самый значимый актив — это их деловая репутация, а Гудвилл является стоимостью этой репутации. Как экономическая величина Гудвилл рассматривается только в том случае, когда этим предприятием начинает владеть другой хозяин. Также Гудвилл может относиться к обладанию торговым знаком, и этот вид актива имеет определенный срок. Гудвилллом может быть квалифицированный персонал, хороший руководитель или выгодное месторасположение предприятия.

Стоимость деловой репутации любой организации оценщик оценивает следующими способами:

  • Балансовым, когда стоимость репутации компании настолько высока, что равна разнице стоимости всех её активов и стоимости всего бизнеса.
  • Брендированным, когда компания с помощью бренда получает намного больше прибыли, чем, если бы его не было на продаваемом товаре.

Благодаря услуге оценке интеллектуальной собственности у руководителей предприятий появляется уникальная возможность зарабатывать на монопольном владении правами. Особенно это касается крупных и известных предприятий, которые владеют успешными торговыми знаками. Они, используя объекты интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте, смогут эффективно оптимизировать свою налоговую нагрузку, получить кредит под залог прав на интеллектуальную собственность, определить стоимость взноса в уставной фонд и многое другое.

ОмскПресс