Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Культура

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Третьим действием спектакля «Хоровод» стало обсуждение постановки в формате «свободного микрофона».

Лицейский театр представил спектакль «Хоровод», который еще до своей премьеры успел стать резонансным в Омске. Омскпресс напоминает, что Драматический Лицейский театр под руководством польского режиссера Петра Шальша поставил пьесу австрийского классика Артура Шницлера «Хоровод».

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Стоит отметить, что классиком писателя назвал сам режиссер, кроме того он добавил, что Шницлер входит в школьную программу в Австрии и Германии. Премьера была запланирована на 8 июля. Но после прогона была перенесена, то ли в связи с болезнью актера, то ли под влиянием департамента культуры и РПЦ.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

По словам режиссера, внимание, которое было привлечено к этой постановке, было для него неожиданным, потому что в Европе эта пьеса ставилась и продолжает появляться в репертуарах именитых театров, также по этому произведению снимаются неплохие фильмы.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Это конец 19 столетия. Конец эпохи. Такие писатели, как Кауфман, Чехов, Шницлер — они писали не о политике, а о положении общества того времени,

— рассказал Петр Шальша.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

За репутацию постановки заступился друг театра Владимир Копман.

Это очень чистая пьеса и очень чистый спектакль. Здесь нет никакой эротики. Хотите эротики — смотрите центральное телевидение, там и «Дом-2» и все, что угодно. Там разврат, причем, не в прямом, а переносном смысле. Они месяцами ничего не делают, что-то перемывают из пустого в порожнее. Вот там надо бороться с бесами. Здесь, в этом спектакле, в пьесе бесов нет,

— заявил Владимир Копман.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Сюжет состоит из 10 сцен. В каждой маленькой истории участвуют два человека – мужчина и женщина — разного возраста и социального статуса. Они поддаются страстям, которые не подкреплены чувством истинной любви.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Должно быть, им скучно, и они ищут каких-то новых ощущений. Возможно, им одиноко, как заметил Владимир Копман, и о чем рассказал на открытом обсуждении. А для кого-то секс — это работа, которая приносит человеку удовольствие. Цепочка связей начинается с девки, распутной прекрасной 20-летней девушки и солдата, затем солдат связывается с горничной и так далее, а завершается все опять на девке, которая на «все сто» довольна своей жизнью, не нуждается в том, чтобы спать с первым встречным и поэтому выбирает того, кто ей понравится. Глядя на счастливый образ героини, невольно напрашивается ответ на вопрос: кому на Руси жить хорошо?…

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Мы специально оговаривали с режиссером, что задача театра совсем в другом: разговор о душах человеческих. Мы все подвластны страстям, и Шницлер писал в своих дневниках, что все мои герои – это я. Что-то он преодолевал в себе такое…что и мы хотели преодолеть в себе,

— поделился художественный руководитель Лицейского театра Сергей Тимофеев.

Польский режиссер не опорочил пьесу, не сделал ее более развратной, откровенной, что было вполне возможным и неудивительным в нынешнем современном обществе. Он не отходил от текста и сюжета. Петр Шальша лишь добавил музыкальных пауз во время предполагаемой интимной близостьи между героями. Такая форма подчеркивала иронию в постановке. Текст музыкальных миниатюр напоминал о существовании любви.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Кроме того, в спектакле использовали мультимедиа: пока за занавесом перестраивали интерьер для следующей сцены, зрителям предлагали посмотреть фотографии (картинки) и видео старой и новой Вены, как бы подводя к связи времен, объяснил зрителям Владимир Копман после показа.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

По словам худрука Лицейского театра, спектакли будут идти дальше и по завершению каждого будут устраиваться обсуждения. На премьере – это было не менее интересно, чем спектакль – некое третье действие, в главных ролях – зрители. Свою точку зрения на постановку, на тему пьесы, на предназначение театра в обществе высказали около 20-ти человек. Также, как и в произведении, это были люди разного статуса и социального положения, разного пола и возраста. И мнения у этих людей были абсолютно разные: от полного неприятия и отвращения к такого рода темам в театре, до хвалы актерам за игру, режиссеру — за приглаженное видение проблемы и так далее.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Самым интересным выступающим стал отец Константин, который пропустил важную службу.

Многие, наверное, задались вопросом: что здесь делает священник? Я тоже задался этим вопросом: что я здесь делаю, когда должен служить всенощную службу. Завтра мне придется отдыхать, я не смогу служить после этой пьесы. Потому что она с первых минут ввела меня в страстные влечения, как священника, борющегося со своими страстями… Я опускал глаза на откровенных сценах. Я выходил, чтобы отдышаться, но остался до конца, чтобы вас предупредить. Эта пьеса для узкого зрителя, но все-таки она такая безнравственная,

— заявил Константин Беспалов.

В ходе обсуждения к микрофону выходили еще представители духовенства. Они были менее категоричны, но придерживались негативной точки зрения.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Для большинства произведение польского режиссера и австрийского драматурга осталось безнравственным, не имеющим места на сцене театра. Как и более ста лет назад, пьеса вызвала большой ажиотаж, обсуждение и повышенный интерес. Именно поэтому премьера состоялась в стенах студии Любови Ермолаевой: помещение лицейского театра не смогло вместить всех желающих на первое представление. По словам худрука молодежного театра, планируется, что еще несколько показов пройдет в гостеприимном театре Ермолаевой.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Есть небольшое отличие в отношении к создателю/интерпретатору произведения: по сравнению с концом 19 века, сегодня автора за его творчество жечь на костре не собираются.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Сергей Трофимов принимал активное участие в обсуждении. Он пытался объяснить зрителям, в чем и как проявляется поучительность этого произведения, но, пожалуй, самой точной фразой был его ответ священнику Роману, да и всему обществу в целом:

Я приглашаю Вас на другие спектакли лицейского театра, на «Альпийскую балладу», где много положительного, где люди умирают, жертвуя собой. Да, к сожалению, вы приходите на ЭТИ спектакли, а не на спектакли, пронизанные высоким патриотическим чувством и нравственной силой.

Омский Лицейский театр рассказал о «Хороводе» человеческих страстей

Фото автора

ОмскПресс