Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
10
декабря
сб
День -8
Вечер -9
Бензин в Омске
АИ-9232.50АИ-9536.20
АИ-9839.50ДТ34.40
USD61.30 65.00
EUR65.00 68.80
 ПокупкаПродажа

18+

CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)

НовостиОбратите внимание

Валентина Зезюля: «Символическое снижение ставок – результат сговора участников торгов»

Валентина Зезюля: «Символическое снижение ставок – результат сговора участников торгов»
Торги по муниципальным заказам – это не только экономия бюджетных средств, но и удивительные сюжеты.
02.10.2009 05:05
Поделиться:

«Обозреватель» уже второй год проводит еженедельные обзоры наиболее интересных торгов, и в первую очередь — муниципальных. Оказалось, что эта совершенно «неромантическая» тема на самом деле полна динамики и драматизма, казусов и загадок. И при этом обнажает полный социальный срез нашего общества — от детских садов до коридоров власти — и представляет галерею потребностей большого города и всего региона.

С вопросами о том, как сегодня работает система муниципального заказа и с какими коллизиями сталкиваются организаторы торгов, мы обратились к заместителю директора департамента городской экономической политики администрации города Омска Валентине ЗЕЗЮЛЕ.

— Валентина Николаевна, в чем «философия» существования в структуре департамента городской экономической политики специализированного управления муниципального заказа?

— Вообще, Федеральный закон № 94 о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд предусматривает три варианта размещения муниципального заказа: самим заказчиком, через какую-либо специализированную организацию и, наконец, через уполномоченный орган. В Омской области каждое управление и министерство самостоятельно размещает свои заказы. Ну а в Омске — через уполномоченный орган, и, согласно решению Омского городского Совета, таким органом является управление муниципального заказа департамента городской экономической политики. Мы считаем, что такая система размещения заказов более совершенна, хотя, конечно, на нас лежит большая ответственность. Ведь процедура размещения муниципальных заказов — очень сложная и строгая. И административная ответственность за нарушение норм закона выливается в весьма серьезные штрафы для исполнителей процедуры: не в тот день опубликовал извещение — штраф 30 тысяч, не тем способом разместил заказ — штраф 50 тысяч…

Если размещение заказов, всю эту сложнейшую процедуру, будут брать на себя непосредственно заказчики, например департаменты образования или здравоохранения, то им будет очень непросто соблюсти все процедурные и юридические нюансы, тем более по разным видам работ и услуг. Ну а наши специалисты отдела размещения муниципального заказа эти моменты знают досконально, хотя даже и нам порой не всё понятно. Но в целом управление муниципального заказа как уполномоченный орган полностью оправдывает свое существование.

— Вы можете отметить наиболее значимые торги 2008–2009 годов?

— Естественно. Таких много, и кстати, вы обо всех упоминали в своих еженедельных обзорах. Например, аукционы по реконструкции дороги по улице Орджоникидзе, строительству путепровода на 21-й Амурской, торги по контрактам на строительство ледовых дворцов в Амурском поселке и на Московке, на поставку автобусов и троллейбусов, на создание системы автоматизированного учета, а также оплаты проезда в пассажирском транспорте, кредитование муниципалитета, участие в долевом строительстве жилых помещений, приобретение квартир и так далее — перечислять можно очень долго. Стоит упомянуть и аукционы на проведение научно-исследовательских работ по реформированию муниципальных финансов, по созданию системы «Электронный Омск» и других, по контрактам на землеустроительные и кадастровые работы, ремонтно-строительные работы и монтаж охранно-пожарной сигнализации в муниципальных учреждениях образования, здравоохранения и культуры, торги по контрактам на поставку продуктов питания, медикаментов, медоборудования…

— Зависит ли форма торгов от содержания контракта?

— Принцип выбора формы торгов определен тем же Федеральным законом № 94 и распоряжением Правительства России № 236 от 27 февраля 2008 года — в нем указан перечень товаров, работ и услуг, заказы на которые размещаются исключительно через аукционы. Но вообще при размещении заказов, например, через запросы котировок выделить какие-либо отрасли невозможно — здесь и поставки товаров, и выполнение работ, и оказание услуг. А вот в виде электронных аукционов в большинстве своем размещены муниципальные заказы на поставку лекарственных средств, медикаментов, стоматологических материалов, изделий медицинского назначения и продуктов питания.

— Проводя обзоры торгов, мы нередко сталкиваемся с нелепыми ошибками в оформлении заявок, например непрошитые документы. Это что — элементарная неграмотность участников конкурса?

— Да, в подготовке заявок это следствие низкой квалификации участников торгов. Кстати, наряду с неподшитыми документами очень распространена и другая ошибка. В заявку на участие в торгах обязательно должна входить выписка из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) или индивидуальных предпринимателей — ее оригинал или копия, заверенная нотариусом. И вот уже сколько лет действует эта норма закона, а претенденты на контракты по-прежнему «шлепают» на эти выписки только свои печати. И это тем более досадно, что из-за подобных «мелочей» мы по закону не имеем права допустить к торгам даже весьма достойные и авторитетные фирмы, предлагающие порой более привлекательные цены и условия, чем их конкуренты с правильно оформленными заявками.

А ведь разъяснительная работа в этом направлении ведется очень основательная, например на сайте ФАС есть раздел с подробным анализом характерных ошибок при оформлении заявок, при участии в торгах. И тем не менее, ошибки повторяются…  

— Даже беглый обзор торгов непременно выявляет какие-либо курьезные, а то и загадочные ситуации. Например, абсолютную пассивность некоторых «заявившихся» участников. Объясните, пожалуйста, подобные казусы и, если можно, расскажите о других.

— Казусов на торгах хватает. Например, в 2008 году на аукционе по контракту на проведение проектных работ по путепроводу по ул. Торговой московская компания ООО «ДорИС-Проект» предложила за свою работу… ноль рублей. И выиграла аукцион. Потом другой участник аукциона пытался обжаловать результаты аукциона в Управлении ФАС по Омской области, но там отказали в удовлетворении жалобы: законом не запрещается предложение нулевой цены.

Могу назвать и снижение одним участником цены контракта шаг за шагом, когда участник, по сути, торгуется сам с собой. Например, именно так на этой неделе проходили торги по контракту на проведение ремонтно-строительных работ: участник сам себе сбивает цену, комиссия в шоке, но в целом довольна, поскольку с каждым шагом аукциона растет экономия бюджета. Кстати, когда этот участник доторговался до своего минимума, его конкурент спокойно перебил цену и выиграл аукцион.  

Или вот еще случай. Некое ООО подало жалобу в УФАС на необоснованное отклонение его заявки на участие в торгах на поставку компьютерной техники. Жалоба была удовлетворена, торги по нескольким лотам перенесли, и заявителя к ним допустили. А он… не явился на аукцион.

Или вот еще была удивительная ситуация на торгах по строительному контракту на десятки миллионов рублей. Претендентов было четверо: одна омская и три иногородние фирмы. Настрой у участников был самый боевой, и они действительно боролись за контракт. И вот омская фирма предлагает минимальную цену. Аукцион, напомним, заканчивается после третьего провозглашения аукционистом последней цены и его возгласа «три!». А саму-то девятизначную цену, да еще и с копейками, даже один раз выговорить трудно, а уж трижды — тем более. Наш аукционист с этим справился, а вот представитель одной из иногородних фирм, похоже, от обилия цифр несколько растерялся. В итоге, когда аукционист провозгласил «три!», он… поднял карточку. А торги-то уже закончены, омское предприятие — уже победитель… Что потом с представителем той иногородней фирмы сделал его директор — я об этом даже думать боюсь. Ну а о таких «мелочах», как отключение электроэнергии во время проведения аукциона, я уже и не говорю…  

— А чем вы можете объяснить символические снижения ставок, неявки, а порой и полное бездействие явившихся участников торгов?

— Чаще всего подобные ситуации обусловлены сговором участников. Например, к нам и в правоохранительные органы обращался один из участников торгов по поставке компьютерного оборудования: некая московская фирма сообщила ему, что у нее якобы с нашей комиссией «всё схвачено», и если он и другие конкуренты откажутся от торгов, то управление им даже «отстегнет» определенную сумму. Конечно, бред полный, да и о такой фирме мы даже не слышали, но сама ситуация хоть поддается логическому объяснению. Однако бывают моменты, которые даже мы не можем объяснить. Вот, например, часто проводятся аукционы по закупке продуктов питания для муниципальных учреждений образования и здравоохранения. На подобные торги выставляются десятки лотов. На торги по контрактам на поставку хлеба и яиц «заявляются», как правило, 3–4 участника, и они там реально торгуются. А вот по мясу, овощам, колбасным и молочным изделиям могут «заявиться» более десятка участников, а торги вообще не состоятся. Реально выступает один участник, а остальные или не являются, или никак себя на торгах не проявляют. И вот это мне непонятно: зачем подавать заявки и не участвовать? Сговор? Когда участников трое — это как-то можно объяснить, но как победитель может «договориться» с десятью-двенадцатью конкурентами?

В общем, не все ситуации, возникающие на наших торгах, поддаются логическому осмыслению. Но вот серьезная экономия бюджета в результате торгов — это реальный факт.  

 

СПРАВКА

За восемь месяцев 2009 года состоялось 567 процедур размещения муниципального заказа по 980 лотам на сумму 2,5 млрд рублей. в том числе путем проведения:

• открытых аукционов – 2 148,2 млн рублей;

• открытых аукционов в электронном виде – 151,5 млн рублей;

• открытых конкурсов – 144,4 млн рублей;

• запросов котировок – 54,9 млн рублей.

По количеству на 21.09.2009 года наибольшее количество муниципальных заказов размещено способом запроса котировок (296 процедур), второе место по количеству размещения заказов занимает такой способ, как открытый аукцион в электронной форме (213 процедур). Меньше всего муниципальных заказов размещено в виде открытых конкурсов (47 процедур).  


* * *

В 2009 году в реестр муниципальных контрактов, заключенных по итогам только состоявшихся торгов, внесено:

337 муниципальных контрактов на сумму 1 877,41 млн рублей – по итогам проведения открытых аукционов;

319 муниципальных контрактов на сумму 134,54 млн рублей – по итогам проведения открытых аукционов в электронном виде;

36 муниципальных контрактов на сумму 148,13 млн рублей – по итогам проведения открытых конкурсов;

212 муниципальных контрактов на сумму 50,07 млн рублей – по итогам проведения запросов котировок.

Муниципальными заказчиками размещено заказов у единственного поставщика в 321 случае на сумму 1 046,31 млн рублей.

За отчетный период уполномоченным органом зарегистрировано 20 565 договоров, заключенных на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. Их общий «вес» – 464,54 млн рублей.


* * *

Среди заказов, размещенных за восемь месяцев 2009 года:

• выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по реконструкции и ремонту городских магистралей – 708,7 млн рублей, или 28,3% от общей суммы размещенных заказов;

• поставка продуктов питания для муниципальных учреждений здравоохранения и образования – 359,0 млн рублей, или 14,3%;

• поставка медикаментов и продукции медицинского назначения для муниципальных учреждений здравоохранения – 287,9 млн рублей, или 11,52%;

• поставка автотранспорта и запасных частей к нему – 212,8 млн рублей, или 8,5%;

• оказание услуг по организации питания в муниципальных учреждениях образования – 76,8 млн рублей, или 3,01%;

• выполнение работ по реконструкции и ремонту объектов социальной сферы – 73,3 млн рублей, или 2,9%;

• поставка медицинского оборудования для учреждений здравоохранения – 25,7 млн рублей, или 1,0%.


За восемь месяцев текущего года департамент муниципального заказа провел в той или иной форме 567 торгов, в которых участвовало 3 630 претендентов на муниципальные контракты. по данным на 1 сентября, в результате состоявшихся процедур размещения муниципального заказа экономия бюджетных средств составила 143,6 млн руб., или 5,7% от общей суммы проведенных торгов. Это почти в два раза больше экономии за аналогичный период 2008 года. И по-прежнему наибольшее сокращение бюджетных расходов наблюдается при размещении заказов путем проведения открытых аукционов – 66%. впрочем, 85% заказов (по критерию стоимости) размещено именно на открытых аукционах.  

 

Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ  

Просмотров: 3405
Для печати Отправить другу На главную

Спецпроект Омскпресс

В репортажах и интервью с представителями служб УМВД России по Омской области мы разрушаем мифы и рассказываем о том, о чем вы даже не догадывались.

Блоги

Александр Тихонов Александр Тихонов

Поэт, прозаик

Жизнь и творчество поэта Михаила Белозёрова

Михаил Белозёров – человек разносторонний. Он – поэт, на счету которого помимо двух авторских книг множество газетных публикаций, талантливый журналист, радиоведущий.

860 просмотров
Александр Бортник Александр Бортник

Администратор тату-студии Black Lion

Как выбрать татуировку

И самое главное - татуировка это не кеды, покупается не на один сезон. Татуировка – это продолжение вас самих, тандем мастера и вашего “Я”.

1623 просмотров
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник

Рекомендуем посетить

Далее Назад
© СИ Омскпресс 2009-2016г.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При воспроизведении, распространении, переработке материалов сайта СИ Омскпресс обязательна прямая гиперссылка вида http://omskpress.ru/
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела «Блоги» и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.

Сетевое издание Омскпресс
Почтовый адрес: 644042, г. Омск, пр. К.Маркса, д. 20, офис 501
Тел. редакции +7 (3812) 63-78-41 omskpress, размещение рекламы - +7 (3812) 63-78-43 omskpress
Счетчик