Логист: профессия без перспектив или профессия будущего?

Общество

Логист: профессия без перспектив или профессия будущего?

С 2010 года в связи с реформой образования логистов как специалистов в общеобразовательных программах не будет вообще. Логистика останется как профиль в направлении бакалавриата «Менеджмент». И хотя пока в Омске на логистов спрос невелик, наиболее остро последствия этой реформы мы ощутим, когда будет построен мультимодальный логистический центр, связанный с аэропортом Омск-Федоровка.

Пять лет назад о логистике у нас в регионе мало что знали. Но теперь почти каждый может ответить, кто такой логист и чем он занимается. Некоторые до сих пор путают логистику с логикой, а логиста с кладовщиком. Конечно, складская логистика существует, и кладовщик выступает неотъемлемым элементом в этой системе. Но главным образом сейчас под логистикой понимают закупки, поставки, транспортировку, связь с таможней и государственными органами, упаковку и продажу. Главная задача логиста – соблюсти все условия доставки и минимизировать затраты, с тем чтобы повысить конкурентоспособность и прибыль компании. А такой специалист, понятное дело, будет нарасхват.

Сегодня логистика – это неотъемлемая составляющая бизнеса крупных компаний. Без нее не обойтись ни транспортным, ни торговым предприятиям, ни тем более компаниям, занимающимся складским или экспедиторским бизнесом. Но где сегодня можно найти компетентного логиста в Омске или где найти работу в этом направлении в нашем мегаполисе?

В России прогрессивная база подготовки логистов находится в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Омске на данный момент только СибАДИ и ОмГУПС готовят специалистов по направлению «Логистика и управление цепями поставок». Набор в этом году в обоих образовательных учреждениях прошел в первый раз.

Преподаватели утверждают, что в Омске с каждым годом потребность в логистах растет в геометрической прогрессии. МЕТРО, OBI, МЕГА, IKEA – ряды гигантов множатся, но способны ли они дать толчок развитию этой профессиональной деятельности? Как считает доцент кафедры «Экономика и менеджмент в образовании», заместитель декана по учебной работе ОмГПУ, преподаватель дисциплин по логистике Ольга Рыбьякова, логистов как специалистов будут выпускать еще два года максимум. В связи с реформой образования с 2010 года логистов как специалистов в общеобразовательных программах не будет вообще. Логистика останется как профиль в направлении бакалавриата «Менеджмент», то есть самостоятельного направления «Логистика» нет и не предвидится.

Конечно, крупные компании, в том числе и МЕТРО, OBI, МЕГА, IKEA, по мнению О. Рыбьяковой, должны дать толчок развитию логистики, но в Омске на данный момент нет развитой логистической инфраструктуры. Очень сложная ситуация складывается с транспортными потоками, складскими помещениями – их почти нет. И ко всему прочему омские предприятия не торопятся брать под свою опеку молодых специалистов и растить для себя кадры такого профиля. Производственная компания «Сладонеж», ассоциация «Оша», ОАО «Омский бекон» – вот немногие предприятия, которые готовы были пойти на это. Но и то готовы скорее дать задание и получить готовые проекты и исследования, чем дать наставника и, как говорится, «всё показывать на пальцах».

Нет пока в Омске и производственной базы для подготовки специалистов. А логистика нуждается больше в практике, чем в теории. Получается, что осознание необходимости развития этого профиля есть, а достойного образования и трудоустройства нет. И направление, в котором готовят логистов в СибАДИ и ОмГУПС, – это скорее транспортная логистика, опять же – лишь небольшая часть из общего комплекса знаний, которые должны получать студенты, обучающиеся по данной специальности.  

Итак, проблемы с образованием просматриваются четко. Но как обстоят дела с проблемой трудоустройства? В официальном поисковике «Работа в России» Федеральной службы по труду и занятости на логиста приходится менее 0,05% от общего числа вакансий на территории РФ, а вакансий логиста в Омской области нет вообще. Но зато их можно встретить на популярном сайте www.rabota55.ru в разделе «Логистика. Закупки. Склад. ВЭД». Вакансии разнообразны – от операторов 1С и кладовщиков до менеджеров по закупу и специалистов по таможенному оформлению. Но они опять же встречаются довольно редко. Что же касается заработной платы, то по данным кадрового холдинга «АНКОР», средняя заработная плата специалистов по логистике по России колеблется от 15 000 до 35 000 рублей. Однако в Омской области средний оклад логиста не превышает 12 000 рублей.

Выводы напрашиваются сами собой: если омские предприятия перестанут бояться тратить деньги на подготовку персонала для себя, то в скором будущем они смогут выйти на хорошие результаты. Ведь каждый руководитель знает, что лучше затратить меньше средств сейчас, чем через некоторое время выйти на переполненные или, наоборот, пустующие склады, неправильные транспортные схемы и огромные потери.  

 

КОММЕНТАРИЙ

Сергей МОЧАЛИН, профессор, д. т. н., декан факультета «Экономика и управление» СибАДИ:

– При обучении наших студентов мы даем общие подходы к логистике и управлению цепями поставок. Совместно с Высшей школой экономики (г. Москва) проводим подготовку по направлению «логистика» для работников омских предприятий. Мы больше даем теоретические материалы, так как в Омске нет производственной базы, нет складов класса А, которые были бы прекрасной практической иллюстрацией.

Омский аэропорт Фёдоровка – это первый кирпичик в мультимодальной логистической системе грузовых и пассажирских потоков, которые способны минимизировать затраты и себестоимость.

Что касается мнения некоторых руководителей, говорящих о том, что обучение своего специалиста-практика азам логистики требует вложения меньших средств, могу ответить следующее: всё зависит от качества обучения экономистов, инженеров и прочих. В связи с этим технические вузы и хотят оставить в программе преподавания отраслевую экономику при обучении студентов, ведь она обладает рядом особенностей, которые, подчеркиваю, весьма необходимы.  

Отрадно лишь то, что пришло понимание значимости и необходимости в логистах, бизнес созревает в этом вопросе. Ведь в эпоху кризиса логистика – одно из направлений, которые помогут выйти из него.  

 

 

Сергей БРЕХОВ, коммерческий директор ОАО «ПРП «Омскэнергоремонт»:

– Мы являемся дочерним предприятием ТГК-11. Из-за того, что в последнее время сильно увеличились объемы поставки оборудования на нашем предприятии, в том числе и из-за рубежа, на балансовой комиссии пришли к выводу, что назрела необходимость в создании логистического центра ПРП «Омскэнергоремонт».

На данный момент мы испытываем острую необходимость в хороших специалистах. Но их нет. Нам нужны в первую очередь специалисты-энергетики, которые отлично знают производство, которые разбираются во всех тонкостях производственного процесса. Экономически эффективнее нам будет обучить логистике именно этих работников, нежели привлекать логистов и учить их тонкостям энергетического производства.

Для разрешения этого вопроса мы прибегаем к услугам центра занятости, но особых результатов это пока не принесло.  


Анастасия РЫЧАГОВА  

ОмскПресс