Как поделить слона?

Политика

Как поделить слона?

Депутаты не могут понять, с какой стороны подойти к вопросу о понижении тарифов.

     Накануне предстоящих публичных слушаний по вопросу формирования тарифной политики на коммунальные услуги среди депутатов разгорелись жаркие споры о том, какие тарифы и в каком порядке следует обсуждать. Одни считают, что надо рассмотреть все тарифы сразу. Виталий Путинцев же предложил рассмотреть один наиболее болезненный тариф — на электричество в местах общего пользования, то есть, как он выразился, «есть слона по частям».
     В конце марта в городском Совете пройдут депутатские слушания по вопросу, который волновал всех всегда. Речь идет об обсуждении формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Омске. В прошедшую среду члены комитета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства собрались, чтобы обсудить повестку предстоящих слушаний и определиться с кругом узких вопросов и cоставом приглашенных глав компаний — поставщиков теплоносителей, управляющих компаний и других заинтересованных лиц.
     — Возник очень серьезный вопрос о том, что мы с вами имеем проблему, которая очевидна и видна всем нам невооруженным взглядом. Это формирование тарифов на территории города Омска в соответствии с федеральным законодательством, — обозначил проблему председатель комитета, депутат Александр Тарасов. — Возникает очень много вопросов у самих депутатов и непонимание, которое мы видим у граждан.
     По словам Александра Тарасова, депутатам поступает большое количество обращений граждан, которых интересует позиция городского Совета в отношении тарифной политики на энергоносители. Как раз для того, чтобы самим депутатам разобраться в сложной схеме поставки энергоносителей, в сложившемся порядке взаимоотношений поставщика и потребителя и разъяснить это рядовому потребителю, и были назначены депутатские слушания.
     Среди вопросов, которые были предложены для обсуждения на слушаниях, в частности, такие как регулирование тарифной политики на разных уровнях власти, начисление платы за электричество, потреб ленное в местах общего пользования, вопросы оборудования многоквартирных домов приборами учета. Кроме того, депутаты собираются принять принципиальное решение по тем случаям, когда отдельные управляющие компании необоснованно поднимают тарифы на обслуживание жилья.
     Комплексность и сложность предстоящих слушаний навела депутата Юрия Федотова на конструктивное предложение:
     — Может, провести более расширенные слушания? Может быть, разбить их на два этапа? — предложил депутат Федотов. — Я думаю, что нам не столько важно услышать титульные доклады, которые состоятся, они, конечно, нужны, важны, но для затравки информации. Важно, чтобы депутаты, пообщавшись с этими руководителями, для себя поняли, где те самые узкие места, которые необходимо расширить либо со стороны депутатского корпуса, либо с помощью того или иного регулирующего органа, либо с точки зрения контроля за применением тарифов. То есть чтобы мы с точки зрения содержания глубже продвинулись, с попыткой повлиять на рост тарифов, формирования и так далее. То есть в той части, в которой это возможно. И у меня предложение: либо мы после каждого вопроса будем какие-то обсуждения устраивать после докладчика и разобьем слушания на два дня, либо мы в первый день заслушаем титульные сообщения, а во второй день устроим обсуждения. Причем обсуждения не обязательно проводить на следующий день, а можно разбить. Ведь это тот самый вопрос, который беспокоит не только нас как депутатов, но и население.
     К сказанному депутат Сергей Овчинников добавил, что депутатам к тем материалам, которые будут готовиться к слушаниям, необходимо представить информацию по объему неплатежей по всем энергопоставщикам по состоянию на сегодняшний день. Кроме того, Сергей Овчинников сделал акцент на необходимости присутствия первых лиц предприятий, которые, по его мнению, несут социальную ответственность за деятельность своих предприятий.
     От депутата Анатолия Кудрина поступило предложение провести мониторинг тарифной политики, что, по мнению депутата, поможет увидеть, из чего складывается тариф на тот или иной энергоноситель.
     — Мы должны из мониторинга увидеть, как складывается эта тарифная политика, для того чтобы можно было осознать и задать вопрос «почему так происходит?», — заметил Анатолий Кудрин.
     После замечания о присутствии первых лиц и необходимости заслушивания докладов руководителей коммунальных предприятий директор департамента городской экономической политики городской администрации Евгений Фрезоргер заострил внимание на необходимости заслушать сначала того, кто сможет дать полноценную объективную информацию о состоянии дел.
     — Вам должен доложить в первую очередь орган регулирования, а не выйти каждый представитель коммунального комплекса («ТГК-11», Тепловая компания, Омскэнерго) — они вам все скажут одно и то же: нам денег мало, нужно увеличить тариф раз в 5 или больше, — разъяснил Евгений Фрезоргер. — То есть орган, регулирующий тарифообразование.
     На вопрос депутата Раисы Кирпитневой, что по поводу тарифной политики думают федеральные органы и «куда они смотрят», председатель комитета Александр Тарасов дал весьма впечатляющий эмоциональный ответ.
     — Есть федеральные акты, по которым мы с вами обязаны проводить эту работу. У нас два пути решения: либо выполнять федеральное законодательство как депутаты Омского городского Совета и искать решения, где мы можем найти поддержку для жителей, либо отказываться от их проведения, — парировал Александр Тарасов. — Я не считаю, что мы должны собираться и выступать против федеральных законных актов. А вот, «куда они там смотрят…» Конечно, смотрят! Вы что думаете, мы тут одни смотрим, а все остальные сидят и ничего не видят. Что мы тут из себя самых «смотрящих» делаем?!
     Более конкретную мысль выразил депутат Александр Иванов по поводу количества и разнообразия компаний в сфере поставки энергоносителей.
     — Мне бы хотелось послушать все энергоснабжающие организации по одному вопросу. Есть более или менее четкое федеральное законодательство, которое определяет права и обязанности потребителей электроэнергии и поставщиков. Но я хотел бы узнать, кто у нас вообще является поставщиком? — заметил депутат Иванов. — Ведь у нас появились энергогенерирующие, электрогенерирующие, есть еще какие-то энергогарантирующие, энергопередающие организации. Мне хотелось бы узнать — на кого в суд-то подавать? Вот этот вопрос я хотел бы четко выяснить. Считать тарифы я и сам могу, а вот это энергогенерирование с энергогарантированием они перекрутили.
     Вал вопросов и проблем, которые заметно накопились у депутатов, попытался остановить и определить рамками повестки Александр Тарасов, который предложил все-таки выработать нормальную и понимаемую повестку слушаний, а те профильные вопросы, которые необходимо обсудить более детально, вынести на заседания комитетов. Кроме того, на заседаниях комитетов у депутатов будет возможность пригласить специалистов и получить консультации, что на публичных слушаниях сделать не получится.
     Свое мнение по поводу готовящихся слушаний выразил депутат Виталий Путинцев, во время заседания внимательно слушавший выступающих.
     — Существует такая поговорка «Надо есть слона по частям». Вот, замахнувшись на эти слушания, мы всего слона будем кушать. Будем по нему ползать, свистеть, наболтаемся, как сейчас, вот так! Нужно рассмотреть один-единственный тариф — это освещение мест общего пользования, — предложил депутат Путинцев. — Разложить по полочкам, разобраться. Разобраться самим и помочь разобраться своим избирателям, выработать предложения. Мы сейчас рассматриваем все тарифы — это бред абсолютный! Мы сейчас сидим и бредим полчаса, понимаете, а на депутатских слушаниях полтора-три часа будем бредить. А сейчас заканчиваем обсуждение, голосуем быстренько и идем домой.
     Юрий Федотов, предложивший в начале обсуждения разделить депутатские слушания на два этапа в свете сложившихся обсуждений, предложил несколько другой, но не менее конструктивный вариант работы.
     — Надо констатировать факт, что мы погорячились с депутатскими слушаниями. Такими большими, объемными, всеобъемлющими. Если идти по такому варианту, по которому мы так или иначе уже пошли, то я бы предложил такой скорректированный вариант, — объяснил Юрий Федотов. — На депутатских слушаниях титульные доклады все выслушать, позадавать вопросы, а потом объявить своего рода перерыв. И дальше на комитетах или на рабочей группе заслушать отдельные темы, по которым мы как депутаты вправе и имеем возможность повлиять. А потом уже вернуться к публичному обсуждению этих вопросов, продолжить вторую часть этих слушаний.
     Итогом горячих обсуждений предстоящих публичных слушаний стало решение принять разработанную повестку слушаний за основу для дальнейшей работы. 27 марта обещает быть напряженным.    

ОмскПресс