Репортаж старого мастера

Культура

Репортаж старого мастера

Очередной, 293-й День Омска музей имени Кондратия Белова отметил открытием выставки фотографий Михаила Фрумгарца.

  Это имя давно и хорошо известно не только знатокам и любителям омской фотографии, но и многим омичам. Более полувека не выпускавший из рук фотокамеру, Михаил Иосифович создал огромную и мало с чем сравнимую фотолетопись Омска. Это – тысячи кадров, запечатлевших жизнь города в разных ее проявлениях: радостных, торжественных и совсем простых, текущих, ничем, казалось бы, не примечательных буднях.

  Но спустя годы все они приобрели значение документов, неопровержимых и правдивых свидетельств давно минувших событий, Времени. Сегодня, глядя на эти чёрно-белые фотоснимки, чувствуешь, будто само Время смотрит на нас «через годы, через расстояния», и это делает их бесценными.

  Огромную часть творческого наследия Михаила Фрумгарца – около 20 тысяч негативов – ещё при жизни мастера принял на хранение городской музей «Искусство Омска». Фотографии, представленные на выставке в музее К. Белова, отпечатал с этих негативов Марк Фрумгарц, сын и продолжатель отцовского дела.

  Самый ранний из представленных в экспозиции снимков сделан в 1947 году. Под последним стоит дата «1995 год». В экспозиции 52 фотографии – ничтожно малая часть созданного Михаилом Иосифовичем, но и она позволяет нам прикоснуться к истории города, почувствовать движение Времени, окунуться в его поток.

  Старые фотографии обладают таинственной властью над воображением. Они притягивают и волнуют. Вглядываясь в чужие лица, в знакомые и незнакомые улицы города, мы постигаем в ушедшем нечто такое, чего не могут рассказать самые толстые книги и самые правдивые свидетели. То, что, наверное, и называется ароматом времени.

  Не каждому удается уловить и передать этот аромат. Михаил Иосифович сумел. У него были острый, всё замечающий взгляд репортера и нежная, тонкая душа художника. И ещё – он любил Омск, а свою профессию понимал как общественную миссию – миссию историка, не меньше…

  Рассматривать старые чёрно-белые снимки очень интересно: находишь массу забытых, а то и никогда не виденных подробностей городской жизни. Омск довоенный мало похож на Омск 50-х годов, в 80-е он уже не тот, что был двадцатью годами раньше. И вот когда смотришь на эти фотографии и мысленно представляешь на месте застывшего черно-белого изображения сегодняшние, реально существующие уголки Омска, создается удивительный, можно сказать, стереоскопический эффект: возникает портрет города во времени и пространстве.

  Портрет этот не поражает красотой натуры или изысканностью ракурсов, он не отретуширован, не покрыт глянцем. Компьютеров во времена Михаила Иосифовича ещё не было, да и не стал бы старый репортер улучшать натуру и тем грешить против правды. Он был художником, летописцем, хроникёром, но никогда – лакировщиком, украшателем реальной действительности. Он знал, что придёт время и его снимки, объективные и правдивые, станут свидетелями давно минувших дней, и тогда-то уж точно им не будет цены. –

  Работы Михаила Иосифовича Фрумгарца всегда отличались мягким, чуточку задумчивым лиризмом, – считает известный омский фоторепортёр Евгений Кармаев. – Его лучшие пейзажи равняются на русскую живописную школу – по композиции, богатой тональности, передаче световоздушной среды. Уникальное новожанровое наследие мастера представляет собой фотолетопись истории строительства и культуры нашего города.

 

  СПРАВКА

  Михаил Фрумгарц (1921–1998 гг.) В 1941 году вместе с заводом имени П. И. Баранова эвакуирован в Омск. В 1946 г. – заводской фотограф. С 1948 г. – сотрудник местной и всесоюзной печати; фотокорреспондент, сотрудник ТАСС по Омской области (1948– 1949 гг.). Руководитель детского фотокружка во Дворце культуры завода имени П. И. Баранова (1956–1970 гг.). Работал в институте «ГипроНИИавиапром» (1966 г.), в городском отделе по строительству и архитектуре (1968–1979 гг.); в художественно-производственных мастерских Омского отделения Художественного фонда РСФСР (1979–1981 гг.). Творческое направление: жанр, портрет, пейзаж. Снимки публиковались во многих всесоюзных журналах и газетах, вошли в омские издания, сборники, альманахи, альбомы, каталоги художественных выставок, проспекты. Авторский альбом – «М. Фрумгарц.
Избранные фотографии» (Омск, 1995 г.)

 

Владимир КАЗИОНОВ

ОмскПресс