Экспертное мнение: закон о защите учителей

Общество

Экспертное мнение: закон о защите учителей

Законопроект о защите школьных педагогов от оскорблений и насмешек агрессивных подростков прокомментировал Владимир Кожевников, специалист по учебно-методической работе, бывший учитель средней общеобразовательной школы № 113.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и представитель фракции «Справедливая Россия» Виктор Шудегов готовит законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ».

Шудегов считает, что необходимо обеспечить преподавателя необходимой на сегодняшний день защитой со стороны закона. «Оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее», а тем более применение насилия в отношении учителя или его публичное оскорбление должно, по мнению парламентария, быть приравнено к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти.

Законопроект о защите школьных педагогов от оскорблений и насмешек агрессивных подростков прокомментировал Владимир Кожевников, специалист по учебно-методической работе, бывший учитель средней общеобразовательной школы № 113.

Экспертное мнение: закон о защите учителейПедагог в своей профессиональной деятельности, к сожалению, очень часто сталкивается с некорректным поведением со стороны учеников и их родителей. Каждый рабочий день – это «борьба за доминирование». В каких-то классах эта «борьба» практически незаметна и в ней нет особой необходимости, а в других каждый урок становится похож на оборону Сталинграда. Одно дело делать ученикам замечания за некорректные шутки и высказывания с места, а совсем другое, когда целые классы «ходят на ушах», игнорируя внушения, абсолютно не признавая никаких авторитетов.

Мне известен случай, когда педагогическому коллективу школы пришлось обращаться за помощью к родителям учеников 8-го класса, поскольку дети были неуправляемы, и только присутствие родителей, дежуривших по очереди на уроках, помогало наладить учебный процесс.

Учитель не имеет права быть слишком флегматичным и отстраненным. Необходимо сразу подавлять в зародыше любые проявления некорректного поведения (даже самые незначительные), идти в своих принципах до конца (например, не прощать долги по предмету (за исключением форс-мажорных обстоятельств)), в противном случае к середине года можно получить абсолютно неуправляемую толпу учеников, которые при этом будут цивилизованно вести себя на других уроках).

Однако проблема состоит не только в подготовке и самодисциплине самого педагога, но и в тех мерах воздействия, которые остались в педагогическом арсенале. Сейчас практически невозможно поставить ученику «двойку» за полугодие или оставить на второй год. С точки зрения Министерства образования, выставляя «двойку» ученику, «учитель выставляет «двойку» себе». При этом игнорируется то обстоятельство, что на неуправляемых учеников эта мера воздействия может быть единственно эффективной.

Правда, казалось бы, возможен такой вариант, что педагог, на котором его так называемая профессиональная деформация сказалась крайне негативно, может, таким образом, постоянно хотеть «избавиться» от «неудобных» учеников, к которым у него не получилось найти своего подхода, но принятие таких решений не зависит от одного конкретного педагога.

Одним из способов решения проблемы хамства со стороны родителей и учеников может стать увеличение доли специализированных предметов при подготовке будущих педагогов в учебных заведениях. То есть помимо психологии, педагогики, социологии образования и конфликтологии изучать углубленно практические курсы, направленные на защиту от некорректного собеседника. Как показывает практика, подобных курсов не бывает слишком много, поскольку ситуации в ходе общения с учениками и их родителями возникают самые разнообразные.

Защищать педагогов от негатива необходимо, но, с моей точки зрения, проблема лежит не в законодательной, а в культурно-бытовой плоскости. Многие родители воспринимают образование их детей как услугу. На фоне этого ощущается негативная тенденция со стороны многих из них сбрасывать все заботы, связанные с обучением и воспитанием детей, на коллектив школы. И это притом, что морально-нравственное воспитание личности в основном должно проходить в семейном окружении.

Что может с
делать педагог, когда, встречая на улице родителей ученика и пожаловавшись на поведение их чада, в ответ слышит предположение, что «он такой нервный видать из-за простуды… мы ему таблеток всыпали пригоршню и отправили учиться»?

Или как разговаривать с людьми, которые могут сказать такое: «Мне плевать как он (она) окончит школу, разбирайтесь сами, если оно вам надо»?

Мне довелось работать с одним педагогом, которого недолюбливали родители её учеников за то, что «наши дети вам рассказывают больше, чем нам». И кто вам, спрашивается, виноват в том, что классный руководитель оказался вашим детям ближе, чем вы, настолько, что они часами были готовы ждать возможности поговорить с глазу на глаз?

Булгаков правильно отметил, что разруха не в клозетах, а в головах. Дети требуют постоянного внимания со стороны родителей. Родители должны подавать положительный пример во всем.

Хочешь, чтобы ребенок был здоров и занимался спортом, – занимайся спортом с ним.

Хочешь, что бы он вел себя прилично на людях и вообще был воспитанным, – начни хотя бы уступать место в транспорте и не бросай окурки под ноги на остановках общественного транспорта.

Хочешь, что бы он достиг успеха, – не покупай ему заветные подарки, пока в дневнике рядом с «парами» не появятся хотя бы «четверки».

Хотите доверия – интересуйтесь делами своего ребенка.

Никакие законы не помогут, если родители не изменятся сами и не покажут пример детям. В тоже время надо помнить, что учитель – это не просто провайдер образовательных услуг, а прежде всего личность, желающая посвятить себя обучению ваших детей, что уже само по себе должно вызывать уважение не только со стороны взрослых, но и со стороны детей.

ОмскПресс