Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
19
июня
ср
День +20
Вечер +16
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD64.10 64.30
EUR71.70 72.00
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиОбщество в Омске

Отец Дмитрий: "Пост должен стать мейнстримом"

Отец Дмитрий: "Пост должен стать мейнстримом"
Украина и Pussy Riot, постное меню в кафе, странствия омских пилигримов и великая радость Пасхи - в интервью Омскпресс с отцом Дмитрием, настоятелем храма Иоанна Предтечи и преподавателем на факультете теологии в ОмГУ.
22.04.2014 10:05
Поделиться:

Омскпресс: Как в Омске прошло вчерашнее Пасхальное празднество?

Отец Дмитрий: У нас в храме прошло очень торжественно, было много людей. Я думаю, что так было во всех храмах города, особенно в соборах, там, где служил митрополит Владимир. Вчера была раздача благодатного огня: огонь сначала попал в Москву, уже в пасхальную службу, то есть ночью, а в 8 утра, он уже был в Омске. Вчера вечером, в 17 часов любой желающий верующий мог прийти в Успенский собор и взять благодатный огонь. У нас огонь сейчас в храме весь полностью благодатный… Я знаю, что в некоторых храмах города целый год сохраняли благодатный огонь до сего дня. Пасха – всегда радость, это самый большой христианский праздник. Радость жизни, связанная с надеждой на будущее, с упованием, с какими-то планами даже, она все равно связана с пасхальной радостью, с идеей всеобщего воскресения мертвых, с идеей Воскресения Христова. Представьте, что человек живет и знает, что он умрёт и попадет в ад – и больше ничего. О чем можно говорить? Всё равно, как в одной песне поется, "живем, чтобы завтра сдохнуть"? Это же не так должно быть, мы живем, чтобы воскреснуть, а не сдохнуть.

ОП: Как вы считаете, этому празднику удалось объединить прихожан?

о.Д: Прихожане у нас и так объединены. Другое дело, что вообще праздник Пасхи объединяет всех людей. Не случайно Иоанн Золотоуст в своем слове пасхальном говорит: придите все, верующие, неверующие, постящиеся, не постящиеся, все насладитесь этим торжеством веры, радости. Но надо понимать, конечно, что христианин должен потрудиться перед Пасхой. Он должен и пост соблюдать. Если человек не соблюдает пост, то пасхальная радость для него не полная, только как элемент какой-то гастрономии, антуража, фольклора. Если человек постится, то Пасха для него и будет воскресением, будет радостью в полноте.

ОП: Как вы относитесь к тому, что сейчас всё больше начинают поддерживать чувства верующих? Даже в тех же самых ресторанах появились постные меню.

о.Д: Я думаю, это замечательно и говорит о том, что людей верующих становится больше, сегмент становится выделяем на рынке, и к этому сегменту старается приспособиться и сеть общепита – это нормально. Это хорошо и делает честь тем хозяевам, руководителям тех заведений, которые понимают, что есть, скажем, 10-12 % людей, которые соблюдают Великий пост, им нужно тоже создать какие-то к этому условия. Или если человек не постится, но, узнав о том, что есть постное меню, подумает, мол, не приобщиться ли мне к посту, хотя бы в обед (смеется). Может, человека это сподвигнет, он попостится недельку, а потом, может, и весь пост будет соблюдать. Это хорошо, надо поддерживать и надо радоваться, что так люди делают.

ОП: То есть даже такие малые шаги уже значимы?

о.Д: Конечно. Это говорит не о том, что в каком-то ресторане что-то открылось, это говорит об общественном признании права человека соблюдать пост. Ведь, как это ни странно, мы еще очень далеки от культуры отношения к вере другого человека, к верующему человеку вообще. Мы до сих пор воспринимаем верующего человека как явление маргинального порядка, священника как животное в зоопарке, которого можно прийти потрогать. Я постоянно с этим сталкиваюсь. Поэтому то, что общество стало замечать постящихся сограждан, - это, на мой взгляд, позитивная тенденция, которая должна развиваться и в конце концов стать мейнстримом.

ОП: Вы упомянули о том, что вас воспринимают как маргинальное явление, а как вы считаете, можно ли как-то связать церковь и интернет, чтобы сами священники шли в ногу со временем?

о.Д: У нас священники достаточно широко шагают в ногу со временем, и какие-то ресурсы не являются самоцелью. Зачем они, если они будут искусственные? Сегодня достаточно ресурсов центральных, достаточно площадок общения в сети со священством, даже с омским священством. У нас есть сайт епархии, куда можно писать и получить оттуда ответ. У нас батюшки представлены и в социальных сетях, можно с ними контактировать, писать, они ответят. Все это развито, у нас священники грамотные, достаточно большое количество имеет высшее образование, большое количество молодых священнослужителей, которым все это не чуждо.

ОП: Пару лет назад был очень неприятный инцидент с Pussy Riot. Недавно одна из активисток вышла на свободу, хотелось бы узнать ваше мнение насчет этого инцидента и насчет той ситуации, которая сложилась в интернете.

о.Д: Сегодня мы можем, уже имея какой-то временной отрезок, увидеть ситуацию в развитии личности этих девиц. Очевидно, что вся эта дискуссия, вся эта возня – это, на мой взгляд, просто кампания во многом не умных людей. У нас отец Андрей Кураев пытался вступить с ними в диалог и высказывался о том, что их надо блинами покормить, после отсидки он с ними встречался. Он говорил, что у него нет повода, как у христианина, не встретиться с ними, пообщаться, но очевидно, что все эти движения некоторых церковных людей к ним навстречу оказались бессмысленны. Мне не хочется даже о них говорить, честно говоря, это мерзость, мерзкое их поведение. Последние их слова о том, что, мол, давайте введем жесткие санкции к России, чтобы народу жилось еще хуже, показывают всю пошлость, всю мерзость, неисправимость, видимо, этих девиц. Я думаю, что никакого диалога с ними невозможно и ненужно – им самим это не нужно. Мы должны просто их игнорировать, я полагаю, пока не проявятся какие-то зачатки их покаяния. Пока не видно совершенно ничего, и я думаю, что надо игнорировать деятельность этих девиц, вообще забыть о них - и всё.

ОП: Они очень чётко высказывали свою позицию по поводу беспорядков на Украине и ситуации с Крымом. А что бы церковь хотела сказать на этот счет? Может быть, дать какой-то совет?

о.Д: Я буду говорить от своего имени, а не от лица церкви, могу озвучить только своё личное мнение как священника. На мой взгляд, ситуация на Украине совершенно однозначна. Такое государство, как Украина, переживает этап своего распада. Оно показало свою несостоятельность, превратилось в государство-банкрот, государство, не способное развиваться дальше. Естественно, что Россия не должна и не может игнорировать интересы русскоязычного населения, своих братьев. Мы тут недавно вспомнили о том, что русский народ – самый разделенный народ в мире, хотя патриотическая общественность никогда это не забывала. Мы, как граждане, как соотечественники, как люди, желающие мира и сохранения жизни своих родственников, сограждан, - мы должны на эту ситуацию влиять и присоединять к России те территории, которые хотят присоединиться. Это совершенно нормально, естественно и правильно. В этом смысле наше государство ведет взвешенную политику, можно даже удивляться тем шагам, которые оно совершает, и я, как христианин, как священник, в данном случае полностью поддерживаю действия наших руководителей. Но почему церковная реакция достаточно осторожна по этой ситуации… Дело в том, что наличествует такая структура как Украинская Православная церковь Московский патриархии, которая сегодня непонятно в каких рамках будет существовать. Это, на мой взгляд, самый важный вопрос для нашего священноначалия, который, естественно, оно желает разрешить, поэтому так осторожно высказывается о ситуации. Ну а вообще, я думаю, тут не может быть двух мнений: на Украине идет война, это очевидно, убивают людей, и на войне как на войне, нужно защищать сограждан и применять те меры, которые необходимы в данной ситуации. Это нормально. У меня события на Украине вызывают позитив - в целом, конечно. То, что убивают людей, - это горе, то, что люди обретают самосознание, – это на самом деле радость.

ОП: В этом году очень много прихожан посетили мощи святой Матроны, и говорилось, что они вернутся еще.

о.Д: Мощи святой Матроны вернутся, насколько я знаю, не в этом году, уже в следующем. Мощи преподобного Сергия будут в мае, и позднее ещё другие святыни. Всё будет проходить по тому же принципу - в городе они будут пребывать в Успенском соборе, а несколько дней – в городах Омской митрополии. Затем опять вернутся в Успенский собор.

Человеку свойственно желание приобщиться к святыне, благодати. Вся паломническая идея на этом строится, чтобы человеку осуществить паломничество, поехать, приобщиться, поклониться той или иной святыне. Вообще у человека есть, может быть, психологическая особенность: для того, чтобы получить что-то ценное, ему нужно потрудиться. То, что дается без труда, потом не ценится. Представьте себе, человек пришел поклониться святой блаженной Матроне, приложиться к ее святым мощам. Для этого ему нужно выстоять большую очередь, несколько часов потратить. Он, пока стоит, молится, вспоминает свои грехи, пересматривает, может быть, свою жизнь. Это труд, духовный труд, это на самом деле полезно для человека. Когда человек приступает к святыне, он подходит к ней уже обновленный. Запечатлевает свое обновление поклонением той или иной святыне и уходит уже другим человеком. Вот в чем состоит любое паломничество. Путь – сам по себе труд духовный, преодоление расстояния, своей лености, он уже изменяет человека.

ОП: В очереди очень много было родителей с детьми. Как вы относитесь к тому, как идет сейчас воспитание?

о.Д: Воспитание идет по-разному, в каждой семье свои традиции. Но в целом хотелось бы пожелать нашим родителям и педагогам – а все родители педагоги, хотят они того или нет, - опираться на традиции православия. Почему? Очень часто я слышу такое отношение к церкви, что церковь ничему плохому не научит. Люди резюмируют свой опыт, опыт других поколений и таким образом обозначают свою позицию, отношение к церкви. Если церковь не научит плохому, значит, церковь научит хорошему, поэтому надо основываться на православных традициях. Они понятны, они известны, они показали свою пользу, ценность, именно о них говорил наш Президент в прямой линии буквально несколько дней назад, о наших ценностях и традициях – замечательное место выступления его, может быть, самое важное. И он сказал, что наши ценности нас никогда не подводили – это совершенно правильно. А поскольку они нас не подводили, давайте и будем к ним обращаться. И в деле воспитания, и в деле строительства государства – во всем, и этот опыт еще раз будем получать.

ОП: А в этом году будет православный лагерь?

о.Д: Да, в этом году лагерь "Преображение", как всегда, в Саргатском районе - на 250 мест. Потом в "Солнечной поляне" будет на осенних каникулах лагерь. Это связано с тем, что гарантированно осенью в корпусах есть отопление. Потому что у нас прошлым летом летняя смена была в начале июня, было холодно, отопление выключено, а дети уже заехали. В этом году мы стараемся избежать таких проблем. И в Таре будет лагерь свой, в Тарском районе… У нас форм много лагерных, в этом году будет проведено 4 или 5 смен.

ОП: Расскажите поподробнее про паломничество в Омске.

о.Д: В Омске существует паломническая служба епархии, куда можно обращаться, есть программа паломничества на целый год. Несколько поездок есть зарубежных, есть по России. Каждую неделю проходят поездки по Омскому региону, по нашим святыням, нашим местам.

ОП: Что бы Вы хотели сказать нашим читателям в эти дни?

о.Д: Общество считает, что Пасха празднуется только один день. На самом деле вся неделя после Пасхи – Светлая неделя, служба совершается каждый день, как в первый день Пасхи, так и до самой субботы. Каждый день – крестный ход вокруг храма, каждый день – звонят колокола. Ярко Пасха отмечается неделю, и 40 дней идет пасхальный период всего, от Пасхи до Вознесения. Верующие приветствуют друг друга вместо "Здравствуйте" - "Христос Воскресе!" до самого Вознесения. У нас даже флешмоб проходил: в воскресенье у Успенского собора в 11 часов наше молодежное движение совместно с обществом русской культуры в традиционных одеждах совершали пасхальные шествия. Причем сначала они хотели это делать на Светлой неделе, а потом отказались, аргументируя тем, что люди не поймут – Пасха же уже прошла (смеется).

Хотелось бы, чтобы пасхальная радость была с нами подольше, чтобы люди не просто один день отметили, а всю жизнь человек нес в себе пасхальную радость, как святые, которые приветствовали возгласом "Христос Воскресе!" приходящих к ним в любое время, даже если уже не было Пасхи, уже зима или лето, а все равно "Христос Воскресе"! Чтобы эта радость была всегда с нами, и тогда мы, наверное, по-другому будем смотреть на мир.

Фото: Дмитрий Феоктистов

Автор: Алёна Агафонова
Комментариев: 2
Просмотров: 11641
Для печати Отправить другу На главную
Другие новости на тему: Омск, Пасха, отец Дмитрий, церковь, Украина, Pussy Riot

Читайте также:

Изображение

На омских улицах можно встретить верблюда

Экзотическое животное удивило омичей, но оказалось, что верблюд просто шел домой.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик