Спасение в… дефиците

Обратите внимание

Спасение в… дефиците

На День города омские гостиницы ждет наплыв гостей. Между тем мировой экономический кризис основательно ударил и по гостиничному бизнесу – отмечается существенное снижение показателей операционной деятельности гостиниц по всему миру, в том числе и в России. Правда, в Омске, как и во многих других региональных центрах страны, этот удар смягчен дефицитом гостиничных площадей.

Согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией Horwath HTL среди более чем 2700 мировых отельеров, уровень заполняемости гостиниц в мире и стоимость номеров в отелях в текущем году сократятся на 5–10% по сравнению с прошлым годом. В Великобритании заполняемость гостиниц в последнем квартале 2008 года упала до 69% – самого низкого уровня за последние 17 лет, гостиницы Коста-Дорады недосчитались уже 15% своих клиентов, по прогнозам, в Ита лии в этом году закроются 4–5% отелей, а в Болгарии около 20% отелей на сегодняшний день уже закрыты. В Латвии заполняемость гостиниц сократилась на 27%, в Крыму – на 8%, а в Дубае показатель RevPAR (выручка на номер) упал на 40,4%. Этот год будет непростым и для украинских отельеров: по прогнозам, в 2009 году загрузка киевских гостиниц премиум-сегмента снизится до 50–60%.

В российских «столицах» отельерам также приходится несладко. Заполняемость гостиниц в Петербурге упала на треть, в Москве в первом полугодии 2009 года – в среднем на 10%, а в верхнем ценовом сегменте – на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Некоторые отели «замораживают» целые этажи – например, один из ведущих игроков рынка Санкт- Петербурга открыто заявил о консервировании двух этажей, поскольку загрузка недостаточно велика. В некоторых отелях «северной столицы» загрузка упала и вовсе до 15%, и в ход пошли даже специальные акции – «Второй день проживания – в подарок».

В целом в российском гостиничном бизнесе, зависящем от общей ситуации на деловых рынках, неопределенность сегодня выражается в сокращении горизонта планирования. Другой фактор – сокращение объемов спроса и усиление конкуренции между отелями. Основное «оружие» в этой борьбе – это, конечно, цены и форсированное снижение затрат, в том числе и заработных плат некоторых должностей в отелях. Но снижение зарплат линейного персонала неизбежно влечет за собой снижение качества обслуживания, а этого сегодня ни один отель себе позволить не может – каждый гость на вес золота!

При этом аналитики отмечают, что предприятия в отрасли делают все возможное для того, чтобы избежать увольнений, поскольку не так-то просто найти и обучить персонал, когда начнется спад кризиса. Отельеры изо всех сил пытаются найти другие выходы: снижение продолжительности рабочей недели, неоплачиваемые отпуска, отмена льгот и вознаграждений, снижение зарплат управленцам и т.д. Ну а уж если увольнения неизбежны, то первыми «под удар» попадают должности административного характера.

И все-таки в среднем по России, в отличие от многих европейских стран, кризис пока еще не сильно сказался на изменении загрузки отелей. Нас спасает дефицит гостиничных площадей, особенно в регионах, где по-прежнему не хватает гостиниц всех категорий. Это касается и нашего города.

По оценкам аналитиков компании «МИЭЛЬ-Недвижимость», в 2008 году в Омске насчитывалось 42 гостиницы с общим номерным фондом 1558 номеров, включая «частные» и загородные гостиницы, а также мини-отели. Многие из гостиниц Омска были построены еще во времена СССР, некоторые так и пребывают в «советском» состоянии, а некоторые были реконструированы, например, гостиницы «Турист», «Иртыш», «Омск». Класс «3 звезды» присвоен гостиницам «Турист», «Молодежная», «Омск» и «Иртыш». На реконструкцию закрыты гостиницы «Сибирь» и «Октябрь». Самой крупной гостиницей в Омске по-прежнему остается «Турист», номерной фонд которой составляет 180 мест.

В Омске пока нет отелей класса «4 звезды» и выше, но уже есть проекты по строительству подобных объектов. Еще в 2007 году о намерении выйти на Омский рынок гостиничного бизнеса заявляли крупные международные операторы: Accor Group (гостиница Novotel), Hilton (гостиница Hilton Garden Inn), Ramada, Park Hyatt, Holiday Inn, Heliopark и ряд других. Первые две гостиницы предполагают класс «4 и 5 звезд» с номерным фондом от 800 номеров. Проекты планируется реализовать до 2012 года. Остальные выйдут на омский рынок в течение ближайших 5—10 лет.

Но пока большинство гостиниц, появившихся в Омске за последние три года, представляют собой мини-отели на 6-7, максимум 20 номеров. Гостиничный рынок Омска развивается в основном за счет реконструкции существующих гостиниц, развития инфраструктуры и повышения уровня сервиса, однако номерной фонд расширяется весьма незначительно. Омск не является туристическим центром, поэтому обеспеченность гостиничным номерным фондом у нас составляет 1,76 места на тысячу жителей. Для сравнения: в Санкт-Петербурге этот показатель составляет 3,7, в Берлине — 20, Милане — 35, Лондоне — 30, а в США — в среднем 40-50.

 

КОММЕНТАРИИ

Юлия КОЛОДА, заместитель директора гостиницы «Ника»:

– Гостиница у нас небольшая, всего на 37 номеров. Никаких конкретных заявок на День города у нас нет, но к прибавлению гостей мы готовы. Основной контингент наших клиентов – командированные. В мае-июне у нас отмечалось снижение заполняемости примерно на 20 процентов, но затем, похоже, фирмы и компании «привыкли» к кризису, и теперь наша заполняемость составляет порядка 80 процентов. В целом же кризис нас практически не коснулся – он, в основном, ударил по крупным гостиницам с большими штатами. А у нас штат небольшой, да и цены – тоже. Мы сразу исходили из реальных цен для региона, и потому наши цены теперь снижать не требуется – они у нас и так вполне конкурентоспособны.

 

Юлия СЕМЕНЮК, заместитель директора гостиничного комплекса «Иртыш»:

– На День города все наши 76 номеров будут заполнены гостями, приглашенными администрацией Омска. Ну а вообще, заполняемость наших номеров снизилась примерно на треть. Конечно, у нас есть план антикризисных мероприятий, но сокращение штата в него не входит. Наша гостиница – муниципальное предприятие, и здесь к персоналу относятся бережно. Но сокращаются разного рода выплаты и премии, впрочем, квартальную премию своим работникам мы выплатили. Цены на номера не меняем, но более активно применяем систему скидок и идем на разного рода уступки клиентам. Естественно, из-за снижения заполняемости выручка у нас тоже снизилась, тем не менее, первое полугодие этого года мы завершили с плюсом.

 

Екатерина ГУЛЕЙ, заместитель директора гостиницы «Маяк»:

– На День города из наших 122 номеров будут заселены более восьмидесяти, среди наших гостей будет и Николай Басков – он тоже выбрал нашу гостиницу. Вообще кризис нас мало коснулся. Небольшое снижение заполняемости отмечалось в начале года, но потом мы вновь вышли на свой прежний уровень. Два месяца назад наш номерной фонд существенно расширился до 122 номеров за счет части площадей Речного вокзала, и, естественно, на первое время заполняемость номеров снизилась до 55–60 процентов, но затем вновь поднялась до 70 процентов. Даже в период общего снижения деловой активности мы по-прежнему эффективно работаем, например, с москвичами, с иностранцами, в частности из Великобритании, сейчас ведем перспективные переговоры с Индией. Да и у омских новобрачных мы довольно популярны. И в связи с расширением площадей мы не только не сократили, но и увеличили свой штат, причем к нам пришли и высококвалифицированные работники из других гостиниц Омска, в которых произошло сокращение штатов. Это позволяет нам обеспечивать высокий уровень обслуживания клиентов.

 

Геннадий НЕЙМАН, директор гостиницы «Турист»:

– На День города у нас разместится порядка ста гостей, в том числе группа Николая Баскова (сам он будет жить в «Маяке») и военнослужащие Президентского полка. Средняя заполняемость у нас сейчас 56 процентов – это примерно на 15 процентов ниже, чем в аналогичный период прошлого года. В качестве антикризисных мер мы, в частности, предоставляем скидки для постоянных клиентов и скидки на выходные дни. Никакого сокращения штатов у нас нет, разве что не спешим заполнять некоторые свободные вакансии. Но если вакансия востребована, то принимаем и новых людей, например, приняли недавно выпускницу института со знанием нескольких европейских языков. У нас ведь очень часто останавливаются иностранцы, особенно транзитные туристы. Одни потом продолжают путешествие на теплоходе «Римский-Корсаков», другие путешествуют по России на автомобилях и мотоциклах – как раз сегодня у нас останавливались итальянские мотоциклисты. Ну а к осени мы традиционно ждем повышения деловой активности, и к нам уже поступают заявки на период с сентября по ноябрь. В целом же ситуацию в гостиничном бизнесе Омска я бы оценил как удовлетворительную.

 

Ирина СТАДНИКОВА, директор гостиницы «Молодежная»:

– На заселении нашей гостиницы День города влияет слабо – мы ведь расположены на Левобережье, далеко от центра. А вот гости ярмарки «Агро-Омск» – все наши. Как и командированные на предприятия Левобережья, и хоккейные команды, приезжающие на игры в комплекс «Арена-Омск». В мае-июне ситуация у нас была довольно тяжелая – на общее «кризисное» снижение деловой активности наложился и сезонный фактор. Но мы оперативно отреагировали на это снижением цен примерно на 30 процентов, и в июле заполняемость нашей гостиницы была уже 60 процентов, при том что в среднем по стране она составляет порядка 40 процентов, а в Москве и Санкт-Петербурге – даже ниже. Сокращения штатов мы не проводили, но некоторые вакансии на летний период «заморозили». Также пошли на повышение комиссионных для турфирм, через которые проходит бронирование номеров в нашей гостинице. Ну а в конце августа уже ждем хоккейные команды и имеем основания надеяться на увеличение заполняемости в сентябре-октябре. В целом же ситуация в гостиничном бизнесе Омска сейчас довольно сложная, и ожидается ужесточение конкуренции по ценам, тем более что для нашего региона они были необоснованно завышенными. Так что здесь пространство для маневра, безусловно, есть.

 

Вадим СЕМИН

ОмскПресс