Сводки с Украины: непризнанный референдум

Сводки с Украины: непризнанный референдум

Специальный корреспондент Омскпресс на Украине подводит итоги голосования в Крыму.

Вчера прошел «крымский референдум», легитимность которого признала только Россия. Конституционный суд Украины признал его неконституционным, Венецианская комиссия — консультативный орган Совета Европы по конституционному праву — признала референдум нелегитимным, ОБСЕ признала его незаконность. Проект резолюции Совбеза ООН по Украине и Крыму, в котором говорилось о необходимости сохранения территориальной целостности Украины и соблюдения правовых норм, был ветирован Россией. Китай от голосования воздержался. Впрочем, проведению референдума это все никак не помешало.

Точные его итоги пока неизвестны, но обещаются в ближайшие часы. Уже сейчас, по данным эксит-полла, количество проголосовавших за присоединение Крыма к России превышает 90 %. Явка зарегистрирована тоже рекордной – не менее 83 %. К деталям проведения референдума мы вернемся чуть позже, а сейчас давайте вспомним события прошлой недели.

11 марта снова вышел на связь беглый президент Украины. Он в очередной раз объявил, что считает себя легитимным президентом, пообещал вернуться в Киев – и ничего не сказал про Крым. Хотя ему, при объявлении себя легитимным президентом, а значит, и гарантом территориальной целостности страны в том числе, было бы просто необходимо высказаться о регионе своей страны, объвившем тем же утром о своей независимости. Но Виктор Федорович прочитал текст с бумажки и скрылся, не ответив на вопросы журналистов.

Итак, крымский парламент, ссылаясь на решение Международжного суда по Косово, принял декларацию о независимости региона и грядущем обращении к России с просьбой стать одним из ее субъектов. С оговоркой, что окончательное решение примут жители полуострова на референдуме в воскресенье.

Дата референдума изменялась трижды. Сначала, в конце февраля, как только власть в Крыму была перехвачена пророссийски настроенными силами, она была объявлена в один день с президентскими выборами – 25 мая. 1 марта парламент АРК вдруг перенес ее на 30 марта, а затем – на 16-е. Такая спешка в решении глобальных вопросов оставляет только недоумение. Чего боялся самопровозглашенный парламент, если решил, что у него нет даже месяца на подготовку? Но этот вопрос, кажется, останется без ответа.

Тем временем, в Крым подтягивались войска без опознавательных знаков. Жители полуострова наблюдали на улицах БТРы, грузовики и прочую грозную технику неясного происхождения. «Зеленые человечки», как окрестили беззнаковых солдат, взяли под свой контроль, фактически, весь полуостров. Украинские военные части оказались окружены и заблокированы. Кое-где украинским военным удавалось прорваться, несмотря на предупредительную стрельбу в воздух и другие угрозы неизвестных.

Впрочем, загадкой происхождение войск было недолго. «Зеленые человечки» часто охотно рассказывали местным жителям и журналистам о том, что они – российские военнослужащие.

Стоит напомнить, что 1 марта Совет Федерации принял постановление об использовании вооруженных сил РФ для «нормализации обстановки» на Украине. Замаскировать хорошо и одинаково экипированных, вооруженных так же, как российская армия, мужчин под «стихийно возникшую самооборону Крыма» не удалось. Несмотря на слова Владимира Путина о том, что камуфляж можно купить в любом военном магазине, российские военные эксперты, представители ОБСЕ и НАТО нашли доказательства того, что эта «самооборона» оказалась российской регулярной армией.

Вместе с ними объявились некие «кубанские казаки» — личности неопределенного вида, которые заявляли, что защищают жителей Крыма. Преимущественно, судя по сообщениям, они занимались «патрулированием» улиц вместе с «крымской самообороной» и наблюдением за митингами, изредка принимая активное участие в задержаниях неких якобы экстремистов и провокаторов.

Киев на каждое заявление о референдуме напоминал, что закон о местных референдумах был отменен прошлой властью и возможности провести таковой, оставаясь в правовом поле, у Крыма нет. Впрочем, Киев ограничивался исключительно заявлениями – о том, что самопровозглашенный глава республики, ее новый спикер, создание вооруженных формирований, самостоятельная внешняя политика (обращение к России) и так далее – незаконны. Однако никаких действий предпринято не было. Сессия Рады была приостановлена на целую неделю, что, в создавшихся условиях, никак, кроме вредительства, назвать нельзя. В конце концов, после решения Конституционного суда о незаконности референдума, Верховная Рада распустила Парламент АРК. Что никак на нем не сказалось.

По слухам, депутатам в Раде убедительно посоветовали не покидать Киев и тем более – не ездить в Крым. Те же, кто рискнул нарушить запрет и приехать пообщаться с гражданами пока еще своей страны, получили самую разную ответную реакцию. Петра Порошенко освистали, а Олег Ляшко вообще не смог выйти из здания аэропорта, где его несколько часов удерживали неизвестные и «настоятельно порекомендовали» сесть на ближайший рейс в Киев. Бизнесмена, скандального политического деятеля и некогда депутата Геннадия Балашова, известного своей эксцентричной манерой общения с народом, неизвестные выкрали на выходе из милиции, куда его доставили с митинга. Балашова избили и без документов, денег и телефона выпустили в окрестностях Бахчисарая.

Парламент Крыма тем временем объявил о создании собственной милиции, вооруженных сил и службы безопасности. Украинские военнослужащие на полуострове рассказывали о том, что «зеленые человечки» и другие неопознанные лица регулярно шантажируют их требованиями перейти «на сторону Крыма». Сведений о перешедших в самопровозглашенную крымскую армию солдатах нет, но Аксенов утверждает, что желающих запугивают командиры частей. Начальство украинских частей жалуется на отсутствие от Киева внятных приказов – оставаться, уходить или обороняться, и жалуется на полную разруху в вооруженных силах.

Разруха в украинской армии приобрела за время правления Януковича устрашающие масштабы. Сокращение штата, недофинансирование, отмена призыва — военнослужащие жаловались даже на то, что на всех не хватало казенного обмундирования, и приходилось покупать форму за свой счет. Только когда ко всем бедам армии прибавился крымский конфликт, с блокировками частей и препятствованием нормальной их работе, общество наконец заметило масштаб проблемы. Возникло несколько общественных инициатив по сбору денег на нужды армии, закупки продуктов и самого необходимого. Олигарх, а по совместительству глава Днепропетровской обладминистрации Игорь Коломойский лично оплатил топливо для воинских частей Южного оперативного командования. Заблокированным частям в Крыму местные жители даже носили еду, а активисты Майдана с материковой Украины передавали гуманитарную помощь и средства видеосвязи, чтобы военные могли фиксировать на видео происходящие вокруг события.

Активистам, впрочем, это даром не обошлось. «Казаки», «крымская самооборона», крымский «Беркут» и некие сочувствующие силы за две недели успели устроить на полуострове систему блокпостов и проверок. На дорогах, связывающих Крым и остальную Украину, были установлены посты, на которых все автомобили подвергались тщательному досмотру. Некоторые активисты сообщали, что им не давали въехать на территорию Крыма, как минимум одну группу на таком блок-посте ограбили, подвергли допросам и избиению. Сообщалось о снятых в поездов активистах, об испорченной и украденной технике, о досмотрах багажа неизвестными на вокзале Симферополя, о вламывающихся в гостиничный номер к журналистам местных «самообороновцах». Пострадали даже иностранцы и священники. Журналистам, как выяснилось, на полуострове не просто не рады, но и мешают их деятельности. С избирательных учатсков некоторых журналистов просто выдворяли, ссылаясь на то, что они «мешают работе». Таким образом, объективное освещение событий на полуострове находится под угрозой.

Избирательные участки пользовались списками населения с выборов прошлых лет, так как Центризбирком заблокировал Крыму доступ к реестру избирателей. Из-за этого, по сообщениям, многих людей в списках не значилось, обнаруживались «мертвые души», а тех, кого не нашли в списках, вписывали в дополнительные списки практически без вопросов. Даже гражданку России, журналистку с крымской пропиской. Отмечались и нарушения агитации в день выборов – никто и не думал снимать биг-борды и откровенно мотивирующие поставить галочку в «нужном месте» образцы заполнения бюллетеней.

Крымские татары объявили о бойкоте референдума, представители избиркомов утверждали, что татары тоже голосовали, но внятных подтверждений ни от одной стороны нет. Как нет и данных о точном общем числе избирателей. Глава крымского отделения Комитета избирателей Украины Андрей Крысько заявил про массовые фальсификации на выборах. Главным «инструментом» подделок он считает дополнительные списки, в которых получилось «аномальное» количество людей. Также он выразил недоверие к наблюдателям. ОБСЕ и другие международные организации отказались прислать своих наблюдателей на выборы, а среди приехавших иностранных наблюдателей внимательные крымчане обнаружили известных крайне правых деятелей, антисемитов и неосталинистов.

Вечером в Симферополе и Севастополе состоялись народные гуляния – люди праздновали грядущее присоединение к России, несмотря на отсутствие официальных результатов референдума. Международное сообщество итогов референдума не признает – об этом сообщали представители Германии, Франции, Великобритании, Канады, США и других стран. Так, «Крымский референдум», который нарушает украинскую Конституцию и был проведен под давлением военной интервенции России, никогда не признают США и международное сообщество», — говорится в сообщении Белого дома. В случае присоединения Крыма к России, США и Европа обещают ввести санкци против России и отдельных личностей, причастных к конфликту.

Об истории крымского вопроса, о вероятных экономических и политических последствиях рефрендума для крымчан, украинцев, россиян и всего мира, мы поговорим в следующих материалах.

Мария Балабанова, специальный корреспондент Омскпресс в Киеве

ОмскПресс