Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
21
октября
вс
Вечер +2
Ночь 0
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD65.30 66.30
EUR75.00 76.50
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиОбщество в Омске

Геннадий Долматов: "Чувствую себя как в стеклянной банке"

Геннадий Долматов: "Чувствую себя как в стеклянной банке"
Глава Омского района Геннадий Долматов во время ланча в ресторане "Европа" о непростых взаимоотношениях с партией власти, прокуратурой и жителями пригорода.
18.12.2013 16:10
Поделиться:

Омскпресс: Мы наблюдаем сегодня тенденцию, когда на должности глав районов приходят топ-менеджеры крупных компаний. С чем это связано, на Ваш взгляд?

Геннадий Долматов: Я думаю, что таково требование времени. Изменился подход к муниципальному управлению. Сегодня управлять территорией – это искусство. Причём искусство, не просто связанное с личностью, с одиозной фигурой, которая характеризовалась бы позитивно, с точки зрения общественного мнения. Хороший человек не профессия. Если ты управленец, то ты должен, прежде всего, понимать, что делаешь. В основу развития любой территории ложится простая экономика. В частности, такой экономический показатель, как благосостояние людей. Поэтому не удивительно, что сегодня на ключевых постах востребованы управленцы, которые некогда имели отношение к бизнесу. А если ты не знаешь, что делать, тогда, конечно, можно всё политизировать. Действительно, выборы - это процесс, прежде всего, политический. Но сегодня практика показывает, что не должна власть ориентироваться только лишь на политические амбиции. Недавно у нас состоялись выборы в Розовке. Там у нас шёл человек от "Единой России", он победил практически безапелляционно, 92 % набрал. Если говорить о других выборах, которые у нас проходили осенью в Ключах, то там мы поддержали кандидата, который не был приверженцем партии "Единая Россия", но мы знали его как хорошего хозяйственника, человека, который нормально трудится и работает. Конечно же, выбор пал на него, без всяких политических амбиций. Есть ещё пример Лузинского поселения, где руководитель, относящийся к партии власти, позиционирует её далеко не с положительной стороны. Вот вам разные территории, которые можно оценивать по-разному. Поэтому, на мой взгляд, должно быть сочетание и политической воли, и личности, которая сегодня идёт управлять территорией и, конечно же, поддержка населения. И мы должны искать компромиссы любых форм, которые бы сегодня позволяли нам работать конструктивно.

ОП: С чем, по Вашему мнению, связано такое пристальное внимание прокуратуры к органам государственной власти и местного самоуправления? Вас не пугает каскад уголовных дел в отношении глав районов?

ГД: Конечно, лучше всего спросить об этом прокуратуру, (смеётся) почему она оказывает такое огромное внимание органам исполнительной власти в целом. По большому счёту, если серьёзно, то там, где территория развивается, всегда есть реальное действие, которое воплощается в конкретном проекте. А когда есть хоть какой-то проект, когда ведётся диалог бизнеса, власти и общественности, это безусловно всегда вызывает интерес. Кто за этим стоит и так далее. Наверное, отсюда и правоохранительные органы, прокуратура проявляют наибольшую заинтересованность к проектам территорий. Но, мне кажется, это нормально. Они выполняют свою работу, проверяют законность выполнения всех связанных с тем или иным проектом дел. А боюсь ли я? Я думаю, что не надо к этому относится как-то по-особому, у каждого своя работа.

ОП: В Омском районе есть проекты, особенное внимание контролирующих органов к которым обосновано?

ГД: Омский район всегда особенный. Был, остаётся таким и таким, наверное, будет. Потому что это территория, которая расположена близко от мегаполиса, – она действительно интересна всем без исключения бизнес-структурам, которые осуществляют хозяйственную деятельность на территории города Омска, в пригороде. И это не потому, что коррупция… так исторически сложилось. Могу сказать: никакого передела земли, собственности у нас нет, как нет и никаких вещей, связанных с использованием каких-то возможностей, заводом третьих лиц на эту территорию. Нет абсолютно. Да, мы сегодня наводим порядок в земельно-имущественных вопросах и приводим всё в соответствие с действующим законодательством. Это правда. Может быть, не всем это нравится. Здесь совершенно чётко мы отдаём себе отчёт в том, что делаем. Мы проанализировали весь земельный комплекс, который находится на территории Омского муниципального района, выявили с помощью министерства имущественных отношений определённое количество земли, более 40 тысяч гектаров, которое сегодня просто не работает, а находится в собственности. Не работает и не приносит доход в казну. И исходя из всего этого, мы выработали определенную стратегию работы с этой категорией земли.

ОП: Бюджет Омского района стал полнее благодаря новой стратегии?

ГД: Консолидированный бюджет Омского муниципального района составляет около 1,4 млрд рублей. Из них мы зарабатываем самостоятельно около 540 млн. За этот год, который мы уже проанализировали, могу сказать, что потенциал очень большой. Мы в этом году только лишь за счёт земельно-имущественного комплекса увеличили доходную часть бюджета более чем на 25 млн. То есть та работа, которую мы ведём планомерно, позволяет прогнозировать и с уверенностью говорить о том, что потенциал Омского района гораздо выше. И мы продолжаем очень активно в этом направлении работать. Думаю, что в ближайшее время Омский район получит дополнительный источник пополнения бюджета в виде доходной базы от легализации всех территорий, которые должны платить налоги, то есть тех предприятий, которые используют нашу землю. Скажу больше: конечно, мы этим не ограничиваемся. Омский район – это плацдарм для развития крупных инвестиционных проектов. Например, масштабный проект по строительству логистического центра "Содружество", который будет запущен на будущий год. Стоимость проекта более 1 млрд рублей. И задача муниципальной власти – минимизировать административные барьеры и делать всё, чтобы такие площадки, интересные под развитие бизнесу, формировать в большем количестве.

ОП: Как Вы относитесь к предложению бывшего мэра Виктора Шрейдера присоединить микрорайон "Ясная Поляна" к городу Омску?

ГД: Как глава муниципального района, как я могу к этому относиться? Мягко говоря, я к этому отношусь неоднозначно. Первая причина в том, что, как и любой хозяйственник, я не желал бы, чтобы от территории что-то уходило. И второй момент, который должен быть главным, - это мнение населения. Опыт у нас уже был, и тогда жители Троицкого поселения не высказали желания присоединиться к городу. И самое главное - я убеждён, что в этом нет необходимости. Городу достаточно потенциала, достаточно своих территорий под развитие. Один небольшой пример. Общая площадь города Омска у нас составляет 581 кв. километр. Территориальная площадь нашего соседа – Новосибирска - 508 кв. километров – то есть ниже, чем у города Омска. Но это не мешает Новосибирску развиваться. Если мы возьмём город Москву, то там согласно последней переписи населения проживает около 10 млн человек, а площадь Москвы без присоединения Московской области составляла на тот момент около 1 тыс. 100 кв. километров. Вот можете себе представить пропорционально, насколько потенциал сегодня есть у города Омска? Это говорит о том, что если мы думаем о развитии города как города с многоэтажным строительством, то места более чем достаточно. Что касается индивидуального жилищного строительства, то кто мешает сегодня просто выходить на территорию Омского района? Никто не мешает. Сегодня фактически так и происходит. Если мы говорим сегодня о комплексной застройке под эконом-класс – пожалуйста, у нас сегодня такие площадки есть, и мы готовы рассматривать любые предложения, которые будут поступать, в том числе и от города. Но для этого нет необходимости присоединять нашу территорию. Это нормальное межмуниципальное взаимодействие, которое нужно выстраивать. А просто взять и присоединитьк городу… Ну, давайте допустим гипотетически, что мы присоединили сегодня Ясную поляну к городу Омску. Что выигрывает сегодня село, прежде всего? С точки зрения налогообложения, оно проигрывает – это однозначно. С точки зрения льгот, в том числе и такой категории граждан как учителя, врачи – они тоже теряют. И если сегодня рассматривать территорию в целом – нужно говорить тогда не о Ясной поляне, а обо всём Троицком поселении.

ОП: Вы анализируете обращения граждан? Как-то поменялась специфика обращений в связи с Вашей активной деятельностью в земельно-имущественном комплексе?

ГД: Сегодня действительно специфика обращений граждан поменялась. Многие люди идут с отказом от земельных участков, поскольку с увеличением кадастровой стоимости земли у них в разы выросла арендная плата. К примеру, если человек платил 2 тыс. рублей в год, то сейчас он платит 40 тыс. в год. Конечно, это очень существенно. И многие граждане приходят с проблемами оформления земельного участка в собственность, там, где у них существует недострой. Поскольку кадастровую стоимость земли рассчитываем не мы и влиять на неё мы не имеем права, в этой ситуации мы рекомендуем сделать только одно: необходим рывок для того, чтобы достроить свой объект и ввести его в эксплуатацию.Тогда уже мы имеем все законные права предоставить в собственность земельный участок и закрыть этот вопрос.

ОП: Для главы района важен градус отношений с членами областного правительства? Насколько у Вас хорошие взаимоотношения с кабинетом министров?

ГД: Взаимоотношения должны быть партнёрскими, на мой взгляд. Иначе просто ничего не будет. Да, сегодня есть рабочие моменты, которые связаны с выработкой того или иного решения. Особенно это касается тех задач, которые ставит правительство Омской области перед нами. Конечно, их надо выполнять. Я считаю, здесь необходимо садиться, договариваться, искать какие-то выходы. Мы же понимаем, что для того, чтобы оставаться социально ориентированными, мы в итоге должны прийти к разумному компромиссу, прежде всего, ради той социальной категории граждан, которая нуждается в помощи. А в целом отношения выстроены партнерские и позитивные.

ОП: Какие непопулярные решения приходилось принимать Геннадию Долматову за год работы в качестве главы Омского района?

ГД: Вы знаете, если по большому счёту говорить, то это, наверное, всё-таки увеличение арендной платы. Потому что соглашение о повышении арендной платы в конечном итоге подписываю я, как глава муниципального района, но по сути повлиять на это не могу. Хотя люди идут и предъявляют претензии, естественно, нам как органу муниципальной власти. Конечно, мы разъясняем и объясняем, как с наименьшими потерями выйти из этой ситуации, но сегодня, если будет эта ситуация пересмотрена в сторону снижения кадастровой стоимости земли, я буду только рад, поскольку это действительно снимет социальное напряжение.

ОП: Какова сейчас ситуация в ЖКХ? Это для Вас такой же "дамоклов меч", как и для предыдущих глав?

ГД: На сегодняшний день система ЖКХ Омского района остаётся пока что в достаточно сложном положении. И связано это, прежде всего, с тем, что отрасль ЖКХ никогда не рассматривалась, к сожалению, как бизнес-проект. И никогда не формировалась политика оптимизации и реструктуризации системы таким образом, чтобы оптимально решить проблему. Всегда выглядело примерно так: есть традиционный тепловой носитель, оставшийся ещё с советского времени. Затем, когда, оборудование изнашивалось, умирало, его меняли на аналогичное оборудование, более усовершенствованное, но без всякой логистики по дальнейшему развитию того или иного поселения. То есть ставился тепловой источник определенной мощности, к нему подключались объекты: предприятия, социальная сфера, население. Но, ребята, – жизнь-то на месте не стоит! Через два года жители переключились на альтернативные источники тепла, некоторые предприятия тоже ушли на альтернативные источники, и традиционный тепловой узел оказался невостребованным – соответственно, предприятие ЖКХ несёт колоссальные убытки. За последние только несколько лет в систему ЖКХ Омского района было вложено более 100 млн рублей – и фактически это результатов не принесло. Потому что подход был именно таким. Сегодня, на мой взгляд, наметился кардинально новый подход к системе управления жилищно-коммунального комплекса. В феврале этого года мы создали рабочую группу на уровне муниципального района. В течение 10 месяцев проводили глубокий анализ каждого теплового источника в поселении. Мы это проводили совершенно сознательно, с учётом развития территории, с учётом той экономики, которая складывалась, тех мощностей, которые были заложены изначально, тепловых сетей, всех коммуникаций, которые идут спутником системе теплоснабжения. И таким образом мы сегодня выделили ту оптимальную схему из нескольких возможных вариантов, которые могут привести к положительному сальдо в системе жилищно-коммунального хозяйства. То есть начали рассматривать этот процесс как реальный бизнес-проект.

ОП: Вы просчитывали, сколько ещё на это нужно денег, откуда будете их брать и какова временнАя перспектива реализации проекта?

ГД: На реализацию этого проекта из всех источников финансирования необходимо где-то порядка 240 млн рублей.

ОП: То есть получается, Вы собираетесь вложить в два с половиной раза больше, чем за последние несколько лет?

ГД: Совершенно верно. Но данный проект включает в себя всё без исключения. Даже перевод частного жилья на индивидуальное отопление. Я же о чём Вам говорю? По сути мы разработали и предлагаем программу частно-государственного партнёрства, где будет привлечён и частный капитал, и средства жителей. Условно говоря, мы все сегодня реально понимаем, что стоимость одной гикокалории у нас составляет на территории муниципального района порядка 1 тыс. 900 рублей – это с учётом НДС. Если сегодня мы переводим объекты на альтернативный источник тепла – например на газ, то соответственно стоимость уменьшится. То есть, если сегодня среднестатистический житель района платит порядка 45 рублей за кв. метр, то в результате будет платить 25 рублей. Для всех это выгодно. Поэтому частный капитал и население готовы сегодня вкладывать и переводить с нашей помощью свои предприятия и дома на альтернативное топливо. Соответственно, стоимость программы будет снижаться. Мы просчитали все затраты и в данный момент прорабатываем механизм концессии, который позволит привлечь инвесторов. Если нам этого сделать не удастся, если сельские поселения, которые сегодня выполняют основные функции и являются основными исполнителями полномочий по теплоснабжению, не пойдут на это, то, вероятнее всего, мы просто заберём у них эти полномочия, и тогда эти функции возьмёт на себя район. Пора уже, наверное, говорить об этом открыто и откровенно. Я думаю, что через 5 лет мы придём к тому, что у нас бюджет больше нести убытки, которые сегодня он несёт в размере от 30 до 50 млн рублей ежегодно, не будет.

ОП: Почему "проседают" сегодня многие разрекламированные проекты комплексной застройки, такие как "Врубелёво"?

ГД: Ну, во-первых, если брать историю развития всего этого, здесь всё-таки, наверное, недолжный контроль со стороны инвесторов. Если брать Врубелёво, то там очень часто менялся собственник. На сегодняшний день все перспективы закончить строительство там есть. С теми застройщиками, которые проявили интерес к данной территории, достигнута договорённость, сейчас они приступают к строительству. Есть ведь ещё объективная вещь, которая мешает, - это отсутствие нормального взаимодействия двух муниципальных образований: города Омска и Омского муниципального района. Не потому что мы не хотим, а потому что сформулировано таким образом сегодня законодательство. То есть, условно говоря, "Водоканал" не может напрямую подать воду на Омский район и там построить какие-то коммуникации, потому что город не может вложить в это деньги, район это всё сам потянуть не может, а инвестору это тоже тяжело. Здесь никак точки соприкосновения найти невозможно. Поэтому сегодня мы с мэрией заключаем соглашение на предмет того, чтобы нам урегулировать хоть какую-то часть наших взаимоотношений при реализации подобных проектов. Мы же понимаем, что сегодня эти проекты в основном направлены на город, потому что, как правило, покупают квартиры в таких микрорайонах жители города или люди, желающие перебраться поближе к городу.

ОП: Главой района сегодня быть модно?

ГД: Вы знаете, я чувствую себя человеком, который находится в стеклянной банке. Которого можно увидеть со всех сторон - ничем не прикроешься. Ты это настолько ощущаешь на себе! Каждый твой шаг, каждое движение, каждое слово – имеет значение. И поэтому это колоссальная ответственность, прежде всего. А насчёт того, модно это или не модно… Знаете, я об этом не думаю. Я считаю, что модно - это когда можно модно одеться, вот это модно! А здесь пахать надо (смеётся), надо работать.

Интервью: Евгения Конышева

Фото: Андрей Кутузов

Просмотров: 6563
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Изображение

Омские депутаты продолжают разговоры о сносе бывшего кафе «Елки-Палки»

Место у «Маяковского» по-прежнему занимает точка общепита, но уже под другим названием.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик