Контрактная система: что нового произошло за последние полгода реализации программы

Экономика

Контрактная система: что нового произошло за последние полгода реализации программы

С января 2014 года на смену пока еще действующему механизму размещения госзаказа придет контрактная система.

Эффективность контрактной системы во многом зависит от своевременного принятия подзаконных актов. До конца 2015 года предстоит разработать 53 акта правительства, 37 из них должны быть внесены в этом году и приняты.

Участникам госзакупок сложно самостоятельно отследить все нововведения в системе, поэтому эксперты рекомендуют как можно активнее участвовать в тематических семинарах. Один из таких пройдет в Омске в ноябре по инициативе Международного центра финансово-экономического развития (МЦЭФР), крупнейшей в России компании, специализирующейся на распространении профессиональной информации в области экономики, права и управления различными сферами деятельности, среди которых госзакупки, госфинансы, кадры, налоги и проч. Коротко расскажем о программе предстоящего семинара.

Новое в системе государственных закупок

Курировать создание и развитие системы госзакупок будет Министерство экономического развития России. Этой осенью выходят требования к планам-графикам закупок: данные о том, что и для каких нужд планируется закупать, необходимо будет подавать заранее, до формирования бюджета на следующий год.

Кроме этого, уже с начала следующего года министерства будут ранжировать по эффективности проведения ими госзакупок. В настоящее время разрабатывается система критериев эффективности закупочной деятельности, которая бы эффективно показывала качество обеспечения госзакупок различных министерств. Первые результаты этого рейтинга можно будет увидеть к концу 2014 года. Кроме того, как считают в Минэкономразвития России, важно создать условия, при которых подряды по госзакупкам будут доставаться представителям малого и среднего бизнеса.

Планирование: разработка и утверждение сводного прогноза, планов закупок, планов-графиков и их размещение

Созданием, развитием, ведением и обслуживанием единой информационной системы госзакупок будет тоже заниматься Минэкономразвития России. Единая информационная система станет работать на базе официального сайта www.zakupki.gov.ru.

В эксплуатацию единую информационную систему планируется ввести в 2015 году, это позволит приступить к планированию закупок на 2016 год по полной схеме. Последние нововведения будут запущены в 2017 году, когда начнется кодирование закупок с использованием идентификационного кода, а единая информационная система будет обеспечивать автоматический контроль размещаемой в ней информации.

Регламентация работы по прогнозированию и планированию обеспечения государственных нужд

При публикации графика заказчик должен указать название товара, который он хочет закупить, перечислить его конкретные параметры, сроки размещения и начальную цену. Это даст достаточно маневра исполнителям, которые будут в курсе потребностей заказчиков и смогут строить долгосрочные планы, в том числе и финансовые. Сейчас же заказчик вправе в любое время изменить или отменить запланированный заказ, и поэтому поставщики не могут в должной мере эффективно использовать планы-графики заказчиков для планирования своих продаж.

Обеспечение надлежащего исполнения условий государственного контракта

Со вступлением в силу Закона о контрактной системе должны уйти в прошлое «тендеры для своих», когда заказчик «прячет» закупку от посторонних исполнителей, например, заменив в названии товара русские буквы на латинские. Поиск в системе электронных торгов такую закупку не отследит, и посторонние участники о ней не узнают и в торгах участвовать не смогут. После 1 января 2014 года такие «хитрости» уже не пройдут благодаря идентификационному номеру, который будет присваиваться закупке еще на стадии внесения в план и сопровождать ее на протяжении всей «жизни». Отследить закупку по этому номеру будет можно в единой федеральной системе.

В реестр недобросовестных поставщиков попадут те, с кем в одностороннем порядке госзаказчик расторгнул договор. Такую возможность дают изменения в Законе № 94-ФЗ.

В частности, заказчик теперь имеет право отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае, если это было предусмотрено данным контра
ктом,а поставщик (исполнитель, подрядчик) – в случае, если в контракте было предусмотрено такое право заказчика.

Помимо этого, законом определяется механизм взаимодействия заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения.

Субъекты регулирования контрактной системы

Контроль за госзакупками «лег на плечи» сразу трех российских ведомств – Минэкономразвития, ФАС и Рособоронзаказа.

Минэкономразвития России регулирует контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

А Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по оборонному заказу стали федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, а также на согласование и применение закрытых способов определения поставщиков, говорится в сообщении кабмина.

Кадровые изменения в системе госзакупок

Одним из методов защиты от недобросовестных исполнителей госзаказа станет предварительный отбор поставщиков, который позволит на первом этапе отсеять участников, чьи профессиональные качества не соответствуют заявленным условиям конкурса. Усложнение процедур госзакупок потребует большего профессионализма не только от исполнителей, но и от заказчиков. При новой системе заказчики уже не смогут регулировать весь процесс силами одного или нескольких сотрудников, как они это делают сейчас. В штате заказчика должен будет появиться контрактный управляющий или контрактная служба либо эти функции придется передать на аутсорсинг в профессиональную организацию.

Система контроля и ответственности в сфере размещения государственных (муниципальных) заказов и др.

Кроме государственной информационной системы, на рынке развиваются различные коммерческие информационные ресурсы по госзакупкам, где, помимо официальных данных, будут еще и аналитические, статистические сервисы, возможность расширенного поиска по ряду параметров. Это также будет способствовать повышению прозрачности и чистоты сделок.

Контрактная система: что нового произошло за последние полгода реализации программы

Семинар «Существенные отличия контрактной системы от Закона № 94-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Реализация реформы. Переходный период» пройдет в Омске 15 ноября 2013 года в 10-00. Место проведения: улица 70 лет Октября, дом 19, ТОЦ «Фестиваль», конференц-зал, 4 этаж.

Лектор — Семенов Роман Валентинович, заместитель начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.

Записаться на участие в семинаре можно по телефону +7 (3812) 378-590. Регистрационный взнос составит 7021 руб. (оплата обеспечивает участие в деловой программе, комплект раздаточных материалов, кофе-паузы и именной сертификат по итогам семинара).

На правах рекламы

ОмскПресс