Какие у Омска перспективы? Размышления почётного гражданина города Юрия Глебова

Общество

Какие у Омска перспективы? Размышления почётного гражданина города Юрия Глебова

Почётный гражданин Омска Юрий Яковлевич Глебов, конечно, помнится в основном старшему поколению омичей. Но и люди помоложе, те, кто интересуется, чем живёт город, наверняка наслышаны о бывшем омском градоначальнике, настоящем патриоте Омска, чьи страстные выступления в его защиту никого не могут оставить равнодушным.

Юрий Яковлевич два часа отвечал на вопросы журналистов «Вечёрки». Публикуем фрагменты его ответов.

Юбилей – это не фейерверк

– Вижу, что изменилось отношение руководства области к городу, и мэру стало легче работать. Нет такого давления, как при губернаторе Полежаеве. Но замечу вот что: прошел период начальной стыковки, и, хотя по-прежнему ленточку режут вместе, какой-то тесной работы по совместному решению стоящих перед городом и областью задач не наблюдается. Каждый сам по себе. А в сложившейся непростой ситуации можно только общими усилиями оздоровить омскую экономику.

Сегодня центральное направление – встреча 300-летия города. До юбилея всего три года, и подготовка идет, на мой взгляд, не так успешно, как хотелось бы. Того и гляди, встретим юбилей любимого города воздушными шариками и праздничным фейерверком, а жители, конечно, ждут реальных перемен.

Да, есть план с обширным перечнем мероприятий. Но зачем нам распыляться на какие-то зонтики над балконами? Необходимо сосредоточиться на основных объектах – дорогах, спортивных сооружениях, детских садах, школах. И главное, надо определиться, сколько у нас будет денег на выполнение этих мероприятий. Тогда станет видно, сможем ли мы управиться с намеченными задачами к 2016 году или нет. Если средств недостаточно, значит, какие-то мероприятия из плана подготовки надо убрать, надо трезво оценивать свои силы и возможности.

Подготовка буксует

– У нас есть оргкомитет по подготовке к 300-летию. Пока наиболее заметно в этом направлении работает департамент культуры. Его директор Владимир Васильевич Шалак регулярно проводит заседания с юбилейной повесткой, куда приглашают и меня. Все, что у нас накипает, выплескиваем на него. Хотя понятно, что департамент культуры – это не исполнитель, строить сооружения он не может. Активную позицию занимает и департамент экономической политики, где есть представление, что нужно делать к юбилею города. Но пока, повторюсь, механизм исполнения самих мероприятий пробуксовывает.

Федералы дают нам львиную долю денег на проведение юбилея. Но не просто так, а по принципу софинансирования. Часть средств должна выделить область, часть – город, только при этом условии Москва обеспечит финансирование конкретного проекта. Вот на этой стадии процесс и тормозится. Федералы не дают денег, потому что нет готовой технической документации. Проектные работы отстают сильно, нет даже тех, что были записаны в первоначальном плане юбилея, подписанном Путиным. Отсюда что? Нужен проект, затем его следует защитить, отстоять, и только потом открывается финансирование. Мы сами упускаем предоставляемые возможности.

Про омский трамвай

– Я очень положительно отношусь к трамваю и считаю одной из ошибок бывшего мэра Рощупкина ликвидацию в городе большинства трамвайных маршрутов. Трамвай – самый безопасный, экологически чистый вид общественного транспорта и, главное, никому не мешает. Водитель трамвая может быть глухонемым, лишь бы видел. Трамвайное движение в Омске надо развивать. Европа не закрыла ни одной линии, даже наоборот, продолжает расширять трамвайную сеть. Трамваи нового поколения стали более скоростными, комфортабельными и по-прежнему независимы от других видов транспорта. Вот троллейбусы я бы действительно сократил, они больше мешают движению. Желательно восстановить трамвайный маршрут в Кировский округ по мосту 60-летия ВЛКСМ. Хорошо бы пустить трамвай на выезде из города, который в сторону мясокомбината, ведь там большой грузопоток транспорта.

В чём стратегия?

– Какой мне представляется стратегия развития Омска и области? Она должна быть конкретно привязана к региону. Нам надо знать хотя бы до 2025 года, что ожидает наш город. В свое время в регионе были три градообразующие отрасли: оборонная промышленность, нефтехимия и сельское хозяйство. К сожалению, все эти отрасли сегодня в кризисе и не получают дальнейшего развития. Сельское хозяйство и вовсе в упадке. КРС до 1990 года было свыше 1,6 миллиона голов, в том числе почти 600 тысяч дойного стада, сейчас осталась меньше половины того поголовья. Овцеводство практически ликвидировано. Птицеводство явно не на подъеме. Посевные площади сократились в несколько раз. Правда, обыватель скажет: в магазинах все есть. Так мы уже из Египта картошку везем, куда уж дальше! Мясо – из Южной Америки и Европы. Но всем понятно, что лучшая продукция – российского производства.

Если завтра нам перекроют поставки продовольствия, что делать будем без своей аграрной отрасли?

В свое время теорию о том, что у нас невыгодно производить продукты питания, выдвинул Гайдар. Мол, это слишком затратно и обременительно для бюджета. Вызвал министра сельского хозяйства – а тогда еще были люди с головой – и в ответ на его призыв дать денег на развитие сельского хозяйства сказал, что мы купим продовольствие за границей. Любой грамотный человек знает, что сельское хозяйство во всем мире убыточное, везде его дотирует государство. А у нас всего 1% федерального бюджета идет на поддержку села.

В чем моя идея? Сделать Омск центром агропромышленного комплекса Западной Сибири. У губернатора еще осталось влияние на сельское хозяйство, поэтому я и говорю о первостепенном значении стратегии развития аграрной отрасли в регионе.

Вообще, без помощи государства Омску не подняться. От нас самих уже мало что зависит. Поэтому особенно важно тесно работать в одной связке с областью.

Совет с населением

– Всегда сложно работать с населением. С наступлением перестройки много появилось демагогов, вставлявших палки в колеса. В мою бытность во главе города мы хотели строить метро, мусороперерабатывающий завод, крематорий. Про метро кричали, мол, грунтовые воды поднимутся. Я объясняю: там дренаж. Бесполезно. А мусороперерабатывающий завод был уже почти готов. Оборудование купили у поляков. Но экологи и крикуны никак не успокаивались: их не устраивала площадка под завод. Я их в Калининград возил, чтобы они посмотрели на такой же завод в центре города, и никто там не жалуется. А здесь так и не дали.

Теперь всем очевидно, что проблема с переработкой мусора прямо-таки перезрела. Но завода по-прежнему нет.

Сегодня мэр утром чихнул – к вечеру раздули скандал. Как с тем же колесом обозрения. Вот это всё раздули через общественные слушания. Считаю, что сама технология общественных слушаний неправильная. По сути, это совет с населением. Но власть должна идти на них с готовым решением. Она должна, допустим, на градостроительном совете рассмотреть вопрос. Потом – с депутатами городской думы, с фракциями обсудить и прийти к единому мнению. При необходимости внести какие-то замечания. А после этого выходить уже к жителям. И там докладывать, что есть такое-то предложение, оно рассматривалось, решили делать так. Если есть замечания от населения – мы их учтем. И пусть потом хоть заорутся. Иначе мы никогда не придем к единому мнению, один базар будет.

С тем же колесом обозрения так и получилось: позвали крикунов и ни до чего не договорились. При такой процедуре мы никогда не придем к единству. Как говорится, нельзя поцеловаться на перроне – советами замучают. Так и здесь.

Свобода думать

– Парадоксально, но лучшее время в судьбе Омска совпало с эпохой брежневского застоя, тогда город развивался интенсивно и компактно. Настоящий застой наступил при капитализме. С другой стороны, нельзя город рассматривать в отрыве от страны. Что-то же делается. Одно время до 1 миллиона квадратных метров жилья строили совместно с областью. Сейчас опять упали по объемам строительства жилья.

Действительно, умом Россию не понять… Всё жалуемся, а по улицам города на машинах уже не проехать.

Продуктов тоже полно, к сожалению, преобладают импортные. Мы чуть ли не гордимся тем, что в Омске самые дешевые товары. Так у нас и самая низкая зарплата в Сибирском федеральном округе. Странно и то, что деньги у людей вроде бы есть, а в бюджете их нет. Да и откуда им взяться, если государство не развивает свои базовые отрасли экономики.

Я хоть давно в отставке и не занимаю никаких официальных постов, но занят постоянно. У меня весь день расписан.

Желания вернуться в исполнительную власть после ухода
в 1990 году с поста председателя горисполкома никогда не возникало. У меня другое преимущество – говорить то, что думаю, без оглядки на чьи-то мнения.

Вижу, что нет сегодня защиты у человека, который попадает во власть, особенно после отставки. Сейчас чиновнику после ухода с должности трудно найти новую работу. Его выбрасывают, как ненужную вещь, и примеров достаточно. В наше время так не поступали. Если не перемещали, не повышали в должности, то давали равнозначную работу. Людей не бросали на произвол судьбы.

Хожу на коллегии, градсоветы, совещания разные. Кроме того, я председатель городской топонимической комиссии. Вообще, много сегодня совещаний – одно за другим. В наше время было поменьше. К слову, в горисполкоме тогда было гораздо меньше и чиновников. В аппарате городского Совета и горисполкома – а это была единая структура – в штате состояло всего 36 человек. Ничего, справлялись. А население в Омске было таким же, как сейчас.

Фото Сергея Сапоцкого

ОмскПресс