План на четыре года

Экономика

План на четыре года

В среду, 8 июля, на заседании областного правительства была принята программа социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу – на 2009–2012 годы. Кабинет министров особо обратил внимание на один вопрос – следует области в первую очередь при реализации программы рассчитывать на собственную ресурсную базу или же сразу обращаться за федеральной помощью.

  ВРП вырос на 8%

  Эта программа является основой для разработки ежегодного плана действий правительства. Мероприятия, заложенные в ней, учитываются в концепциях развития отдельных отраслей экономики, а также в долгосрочных целевых программах. Наличие долгосрочных и среднесрочных планов, по словам представлявшего программу министра экономики Омской области Игоря Мураева, необходимо для защиты лимитов в Москве для получения различного рода финансовой поддержки из федерального бюджета. Кроме того, это серьезная имиджевая составляющая для региона, влияющая на формирование международных и межрегиональных отношений.

  – Некоторые моменты программы, безусловно, могут корректироваться, ведь много факторов влияет на реализацию программы: предложения инвесторов, изменение конъюнктуры, изменение федерального законодательства. Изменения имеют место быть, но стратегические ориентиры обозначены достаточно четко, – прокомментировал министр экономики.

  По его словам, четырехлетний период планирования связан с синхронизацией среднесрочного планирования на федеральном уровне. В концепции развития Омского региона учитывались задачи концепции развития страны до 2020 года.

  При разработке этой программы чиновники учитывали опыт и результат, который получили при реализации прошлой программы развития региона на 2006–2008 гг. Игорь Мураев озвучил её итоги: основные индикаторы были выполнены, экономика области показала рост выше, чем в среднем по России и по СФО, прирост валового регионального продукта за три года составил 8%, рост промышленности – 27%, доля машиностроения в региональном экспорте, объем инновационной продукции выросли в три раза, началось формирование новых отраслей. Инвестиции за 2006–2008 годы выросли в 1,4 раза, создано 25 крупных производств, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета выросли в 1,5 раза. По социальному блоку также основные индикаторы выполнены: рождаемость увеличилась на 19%. За этот период принимались серьезные меры по повышению рождаемости, которые и сейчас не имеют аналогов по России: это и «нулевая» ипотека, региональный материнский капитал. Введено порядка 20 крупных социальных объектов, половина – в области.

  Тем не менее, министр экономики отметил, что не всё запланированное в прошлой программе удалось сделать, например недостаточно реализован план в части кластерного развития экономики, по сельскохозяйственному производству на недостаточный технологический уровень вышло развитие животноводства. Сказался дефицит квалифицированных кадров, была низка занятость населения.

  – На все процессы воздействовала неблагоприятная финансовая и экономическая конъюнктура: это и снижение спроса на продукцию, и невозможность получения кредитов. Всё это не могло не повлиять и на темпы роста промышленности, и на налоговые поступления. Но эти факторы учитывались нами при разработке нынешней программы, где обозначены возможные риски экономического и социального характера. В период 2009–2012 годов будет на всё накладываться резкая нехватка бюджетных средств, которая отражена в документе. Но, опираясь на существующие сегодня проекты в сфере экономики, можно прогнозировать достаточную стабильность ситуации и то, что в ближайшей перспективе можно будет выйти на параметры, обозначенные в программе, – высказался Игорь Мураев.

 

  Есть задачи, есть ресурсы

  В структуре программы обозначены шесть разделов, базовым из которых является развитие экономического потенциала, поскольку это является ресурсом для реализации остальных задач. Основная цель программы носит преемственный характер – это повышение качества жизни, обеспечение достойного уровня доходов населения. Основным индикатором является выход по итогам реализации программы на докризисные тем
пы роста экономики. К примеру: прогноз прироста промышленного производства до 2012 года– 6,8%, в программе зафиксировано 10%.

  Главным ресурсом для реализации программы является создание производств, которые сейчас находятся в различной стадии реализации, – полипропиленовый, стекольный, деревоперерабатывающий заводы. Также предусмотрено развитие уже существующих центров промышленного производства. Основными приоритетами программы являются усиление роли науки и инноваций в промышленности, сельском хозяйстве, малом бизнесе. Еще одно приоритетное направление – кластерное развитие промышленности. Это и межрегиональные кластеры (программа «Сибирское машиностроение»), и вертикально интегрированные структуры (Роснанотехнологии). В программе заложен индикатор роста межрегиональной промышленной продукции в 1,5 раза. Третьим приоритетом является развитие малого бизнеса, показателем чего будет рост числа занятых от общего числа работающего населения – к 2012 году малых предприятий должно стать 29%. В прошлом году этот показатель держался на уровне 18%. Еще одним индикатором развития малого бизнеса является рост отгруженной продукции собственного производства малыми предприятиями до 18%.

  В своем докладе министр упомянул и другие задачи программы. Индикатором развития агропромышленного комплекса области будет, по мнению правительства, рост производства сельскохозяйственной продукции на 7% к 2012 году. В развитии инфраструктуры учтено, помимо прочих, два основных проекта на эти четыре года – строительство аэропорта Омск-Федоровка (реализация тех предложений, которые разработаны и поддержаны на федеральном уровне) и создание мультимодального узлового транспортного ядра.

 

  Сами справимся?

  Спор среди министров вызвала формулировка в документе пункта о привлечении собственных ресурсов для решения задач программы и привлечении федеральной помощи. Прозвучало мнение о том, что в первую очередь региону следует разрабатывать собственную ресурсную базу и использовать свои источники, а во вторую очередь – обращаться в федеральный центр.

  – В документе так и написано: «по обеспечению устойчивого социально-экономического развития области использовать ее ресурсный потенциал и привлекать в регион ресурсы извне». Это симбиоз использования производственного и ресурсного потенциала нашей территории и федеральных ресурсов. Не вижу здесь ошибки, – высказался губернатор Леонид Полежаев.

  По словам Игоря Мураева, чем больше область привлечет внешних ресурсов, тем эффективнее сможет использовать собственные.

  По мнению директора филиала ГОУ «Всероссийский заочный финансово-экономический институт» Валерия Карпова, документ необходимо одобрить и принять:

  – Программа современна по своей сути, она предусматривает развитие социально-экономической системы инновационного типа, это подтверждается формулировками задач. Также хорошо отражены особенности сырьевой базы региона, научно-технического и экономического потенциала.

  Сергей Тодоров, управляющий Омским отделением ПФР, отметил, что проект программы должен базироваться не только на антикризисных мерах, но и на развитии экономики в кризисный период. По его мнению, важно сформировать многоотраслевую экономику, органично интегрированную в российский рынок. Только такая экономика способна дать финансовое наполнение социальному развитию региона.

 

Мария Приходина

ОмскПресс