В субботу, 29 июня, в нашей стране отмечали День изобретателя и рационализатора. На счету омских изобретателей немало уникальнейших разработок. Жаль, что многие из них существуют лишь в виде опытных образцов.
Реактивный комбайн
Архимед хотел перевернуть Землю, но так и не смог. У него просто не было точки опоры. Омским изобретателям тоже нужна точка опоры – помощь от государства или бизнеса. На словах она вроде бы есть, а вот на деле…
К примеру, мало кто знает, что в Омске давно уже разработали реактивный комбайн. Нет, он не носится по полям со скоростью истребителя, как это можно было подумать. На нем самый обычный движок, а реактивная газотурбинная установка работает в бункере для зерна. У нас ведь как уборочная пора – так дожди и сырая пшеница, которая потом горит в зернохранилищах. Отсюда потери. В реактивном же комбайне зерно сушится прямо в бункере во время уборки. И все благодаря той самой установке. Если выпустить эту технику на поля, то вечная для нашего региона проблема исчезнет автоматически. А хлеба в закромах родины станет больше.
Казалось бы, реактивный комбайн нужно внедрять в производство – ан нет. На него был получен патент, но на этом все и закончилось. До опытных образцов дело так и не дошло.
– Наш комбайн оказался не нужен, – поясняет изобретатель этого чуда, председатель совета Омской областной общественной организации «ВОИР» Юрий Желандовский. – Ведь куда проще покупать технику, например, за границей.
Купил, привез, растаможил – забот не так много и вложенный капитал оборачивается быстрее. А под реактивный комбайн нужно организовывать производство, исследовать рынок сбыта. К тому же затраты окупятся в лучшем случае лишь через несколько лет. А может быть, не окупятся вовсе. Сплошной риск без всякой надежды на быстрый и гарантированный гешефт. Отсюда вопрос: а предпринимателям все это надо?
Мечта Лаймы Вайкуле
Реактивный комбайн – далеко не единственная уникальная разработка омских изобретателей. Омичи – люди талантливые и горазды на выдумку. К примеру, Петр Глинников, Владимир Гуржей и Александр Никипелов воплотили в жизнь мечту Лаймы Вайкуле. «Плыть по морю, но на самолете, лететь по небу, но на корабле» – теперь не фантастика, а реальность. Машину, способную ехать по автостраде, плавать и даже летать назвали МПТС. То есть многофункциональное преобразуемое транспортное средство. Еще в начале двухтысячных его продемонстрировали на ВТТВ, но внедрить в массовое производство так и не удалось.
– В США тоже изобрели нечто подобное, – говорит Юрий Желандовский. – Но некоторые характеристики у американской машины хуже, чем у омского МПТС.
К примеру, «омич» может взлететь достаточно быстро: расправил крылья – и в небо. У «американца» же так не получится. Для взлета его приходится долго готовить и пристыковывать специальную балку. Но при всех своих недостатках машина американских изобретателей уже продается, а омская – нет. Похоже, причина все та же – государству и бизнесу не интересно вкладывать деньги в новое дело.
Из-за этого же пока не внедрены в производство и многие изобретения социальной направленности. Например, трость-сиденье омича Леонида Малинина. С виду обычная, она при желании превращается в стул. Для инвалидов и пенсионеров, которым даже на улице нужно периодически отдыхать, штука незаменимая.
Омский изобретатель Валентин Каменев разработал не менее полезную вещь – домашний погреб. Этот ящик можно поставить в квартире, и овощи-фрукты в нем будут храниться достаточно долго.
– При комнатной температуре картошка быстро прорастает и портится, – делится опытом Юрий Константинович, лично тестировавший изобретение Каменева. – А в этом погребе она у меня продержалась до марта. И ни ростков тебе, ни гнили внутри.
Принцип действия домашнего погреба основан на торсионных полях. На них же работает и другая установка Валентина Каменева, помогающая автолюбителям существенно экономить горючее. Жаль только, что ни ее, ни уже упомянутый погреб в магазине не купишь. В производство эти изобретения не пошли.
Конфетка из ничего
Инновация, модернизация – эти слова сегодня звучат с самых высоких трибун. Но омские изобретатели всегда понимали необходимость новых решений старых проблем.
К примеру, омич Александр Семёнов придумал, как отходы животноводства превратить в энергетическое сырье. Созданная им биогазовая установка перерабатывала коровий навоз в метан. Одной такой установки хватало, чтобы получать газ для отопления небольшой фермы. А отходы метанового производства можно использовать как удобрение. Всего было сделано три таких установки, но потом их производство свернули.
Анатолий Бучев и Владимир Крюков тоже пытались сделать конфетку из ничего. Они придумали специальный экструдер, позволяющий из древесных отходов получать столярный погонаж и топливные бруски для печей.
– На входе – опилки, на выходе – полезная продукция, – говорит Желандовский. – Но у нас экструдер не оценили.
Говорят, что подобными экструдерами сейчас активно торгует Китай, а топливные бруски к нам завозят аж из Москвы. А ведь все это могли производить в Омске.
– Изобрести что-нибудь – всего лишь полдела, – считает Юрий Константинович. – И даже готовый опытный образец еще не гарантия, что изобретение внедрят в производство. Нужен инвестор, но это уже вопрос к бизнесу.
К слову, за рубежом многие крупные компании активно сотрудничают с изобретателями. Они размещают заказы на необходимые им разработки, вкладывая венчурный капитал. Может, и нашим предпринимателям пора бы уже обратить более пристальное внимание на омских изобретателей?
КОММЕНТАРИЙ
Председатель совета Омской областной общественной организации «ВОИР» Ю. К. Желандовский:
– В Омске давно пора организовать инновационную площадку. Там надо собрать ресурсы, которые позволили бы изобретателю перейти от рисунков и чертежей к практическому воплощению его идей в жизнь. Все, что нужно, – это комната для специалистов-конструкторов и пять-шесть самых необходимых станков для изготовления опытных образцов. А маркетологи помогут изобретателю найти предприятие, где новые разработки можно будет внедрить в производство.
«В Москве на заседании военно-промышленной комиссии при правительстве России будет рассмотрен проект организации сборки дирижаблей в Омской области», – сообщила на прошлой неделе «Российская газета». Между тем, разработка таких аппаратов в Омске началась еще в прошлом веке. Тогда, в конце 80-х годов, директор 41-го завода, где ремонтировали вертолеты, Вячеслав Шалаев (ныне – директор инновационного центра СибАДИ) собрал группу единомышленников. Год спустя на свет появился АНТК «Крыло», занимавшийся конструированием нетрадиционных летательных аппаратов. И в том числе дирижаблей.
Конструкторами-энтузиастами был создан пилотный проект на патрульный и грузовой дирижабли, получены российские патенты. Но омские изобретатели на этом не остановились. Позже они изменили привычную сигарообразную форму дирижабля, разработали принципиально новые системы регулирования статической, а также подъемной силы и много чего еще. Тогда омские дирижабли так и не пошли в серийное производство. Может быть, это удастся сейчас.