Словенская провокация смыслов

Общество

Словенская провокация смыслов

На минувшей неделе в Омске завершился IX фестиваль «Молодые театры России». Самым громким событием стал спектакль словенского Молодёжного театра «Будь проклят тот, кто родину предаст», вызвавший самую неоднозначную реакцию публики.

Первые зрители ушли из зала примерно минут через десять, когда исполнители произнесли монологи о собственной смерти, а потом перестреляли друг друга. По ходу спектакля градус накала только увеличивался – артисты успели раздеться догола, пройти дефиле, завернувшись во флаги балканских государств, и по очереди убить друг друга «на национальной почве». Каждая сцена стабильно завершалась отстрелом актеров и звуком шагов уходящей публики. Однако самый массовый отток аудитории вызвал гневный, язвительный и матерный монолог одного из исполнителей, обращенный непосредственно к зрителям, более того – конкретно к жителям Омска. По примерным подсчетам, всего спектакль покинули от 30 до 50 человек.

– Для нас было удивительно, что столько людей покинуло зал, – признались актеры после представления. – Мы показывали этот спектакль больше чем в 55 городах, и никто из зрителей, как правило, не уходил, разве что один-два человека. Было интересно увидеть другую, новую реакцию. Текст был составлен на основе новостей из Интернета: перед представлением мы специально ищем негативные новости того региона, где нам предстоит выступать. То же самое мы говорили финнам, болгарам, испанцам и французам.

Актеры подтвердили, что подобные монологи со сцены они произносят не потому, что всех ненавидят, – они лишь пытаются пробудить в людях чувства:

– Допустим, мы ненавидим хорватов – на самом деле нет, но для примера. И когда кто-то говорит нам со сцены: смотрите, я словенец, а вы хорваты, поэтому идите к черту и горите в аду, – мы можем понять, как чувствуют себя хорваты, когда что-то плохое говорят про них. Вот в этом вся суть: вы получаете возможность по-настоящему почувствовать, каково это – быть гонимым.

Это важно, потому что человечество агрессивно – мы националисты, гомофобы, ксенофобы и так далее. В последнее время люди стали менее чувствительными, поэтому нужна мощная атака, чтобы заставить человека что-то ощутить. Мы хотим, чтобы каждый мог посмотреть на себя и спросить: ненавижу ли я кого-нибудь? Нам кажется, что это свойственно всем людям в той или иной степени.

Член жюри фестиваля, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитриевская впервые увидела словенскую постановку:

– Да, люди на сцене раздеваются перед зрителями, но это делается не для того, чтобы поставить их в неловкое положение, – спектакль в прямом и в переносном смысле обнажает и человека, и суть проблем современного мира. Здесь есть обсценная лексика, но с моей точки зрения – а я ненавижу мат – она содержательна и лично меня не шокировала. Словенские актеры потрясающе смелые, они говорят о чудовищных проблемах национализма, фашизма и другой розни. Они приехали, чтобы мы как в зеркало посмотрели на ту жизнь, которой живут они. Это провокационный, политический театр, какой есть во всем в мире и которого нет и никогда не было у нас в стране. Он пытается вынуть зрителя из мягкого кресла и заставить его думать своей головой. Или уйти.

ОмскПресс