Как мы съели режиссёра, или «Табакерка» на сцене Омского театра драмы

Культура

Как мы съели режиссёра, или "Табакерка" на сцене Омского театра драмы

Фестиваль «Лучшие спектакли «Золотой маски» в Омске» открыл московский Театр под руководством Олега Табакова. В постановке «Старший сын» режиссёр Константин Богомолов показал нам других, непривычных героев Вампилова – приблатнённого Сильву без гитары и чужака Бусыгина с обнажёнными нервами.

Пьеса с кроссвордом

В главной роли – артист Юрий Чурсин, с его пронзительным и колючим взглядом. Владимир Бусыгин в исполнении Чурсина нервно мстит миру за свою безотцовщину и в то же время искренне жалеет Сарафанова. Он странно и непонятно влюбляется в Нину – любовь ли это? Артист считает, что его герой после закрытия занавеса способен так же легко покинуть новообретенную семью, как легко сумел стать в ней старшим сыном.

– Объяснить, как я воспринимаю своего героя, очень сложно, потому что даже перед началом спектакля я не знаю, что за герой будет в этот раз на сцене, – говорит Юрий. – Все рождается сию минутно, и многое зависит от партнеров. Однозначно оценивать Бусыгина я не решусь. Режиссером изначально был определен герой не сразу открывающийся и даже, скорее, отталкивающий, но с внутренними переживаниями, которым он дает волю. Те или иные черты Владимира мы находили с режиссером при разборе текста: это был кроссворд для всех. Пытались понять, что за персонаж Бусыгин.

Роль Бусыгина Чурсин, кстати, востребованный в кино и на сцене, выделяет из своего немалого послужного списка, называя этапной. Говорит, что раньше никогда не приходилось играть такую многослойную внутреннюю жизнь, с такой внутренней атмосферой героя, какую выстроил режиссер Константин Богомолов.

Так себе Вампилов

А ведь первым постановщиком спектакля, с 2008 года успешно идущего на сцене «Табакерки», был вовсе не Богомолов. Артисты начинали репетировать «Старшего сына» с другим режиссером и сегодня с содроганием думают о том, каким мог оказаться спектакль.

– Режиссером у нас была женщина, не буду называть фамилии, – рассказывает исполнитель роли Сарафанова-старшего народный артист РФ Сергей Сосновский. – Первое, что она сказала: «Вампилов – драматург так себе». Потом убрала половину пьесы: хотела, чтобы весь спектакль шел без антракта, час двадцать. Зато вставила десять песен Хоронько, и было такое: персонаж выходит на сцену и замирает – и звучит полностью песня. Мы за полтора месяца не сделали ни одной сцены – показать Табакову было нечего. И в результате артисты, как это говорится, «сожрали» режиссера. Такое возможно в любом театре. Она получила расчет, но Олег Павлович сказал, что «Старший сын» обязательно должен идти на сцене «Табакерки».

Через три дня пришел Константин Богомолов и собрал приунывших и напрочь потерявших желание играть вампиловскую пьесу артистов. За полтора часа рассказал, что хочет получить в итоге, – и глаза артистов вновь азартно загорелись. Спектакль сделали за два месяца, времени у режиссера на подготовку не было. Артисты считают, что, возможно, из-за этого «Старший сын» оказался особенным в череде работ режиссера, «идет в другую сторону», как выразился Юрий Чурсин. А Олег Табаков в недавнем интервью назвал «Старшего сына» одной из лучших работ Богомолова.

Справка

Сегодня на сцене Театра драмы — хореографическая постановка «Анна Каренина» от Театра имени Вахтангова. «Золотая маска» в Омске» продолжается.

Цитата

Юрий Чурсин: «Я всё больше убеждаюсь: если хочешь себя разрушить, начни искать справедливость. В Бусыгине нет поиска справедливости, он — это внутреннее переживание всего, что происходит вокруг».

ОмскПресс