Просто праздник какой-то. Омск встретил Первомай «монстрацией» и демонстрацией

Общество

Просто праздник какой-то. Омск встретил Первомай «монстрацией» и демонстрацией

Проезжая часть уже перекрыта, и на улице Ленина на редкость спокойно. Тишину нарушают лишь треск раций многочисленных милицейских патрулей да лёгкие дуновения ветра. Солнце вышло на небо, разогрело сырой воздух и уютно устроилось между облаков в ожидании многоликой праздничной толпы.

Первыми от Драматического театра вниз по улице Ленина прошлись дорожные рабочие. За несколько минут до начала демонстрации они спешно залатали дыры в асфальте, и серая дорога запестрела черными пятнами. Горячий асфальт еще не успел остыть, как донеслись звуки оркестра и замаячили вдалеке разноцветные флаги — колонна демонстрантов двинулась. 

Возглавляют её первые лица города: чиновники мэрии и областного правительства. За ними — многочисленный народ: рабочие, пенсионеры, студенты и школьники. У некоторых в руках флаги и транспаранты: «За достойную жизнь!», «За стабильное развитие!», «За справедливость!», но никто не скандирует и не шумит. Люди общаются и смеются, кто-то шутит: единственный в году День труда россияне отмечают пятью выходными подряд. Несколько бодрых старушек в глубине процессии поют под аккордеон «Я люблю тебя, жизнь».

— Мы люди пожилые, для нас Первое мая — это воспоминания о молодости: Мир, Труд, Май, — рассказывает пенсионерка Тамара Маренко. — Это праздник, когда окончательно приходит весна, когда народ объединяется и веселится.

— Вышли просто так, прогуляться с народом, — делятся молодые люди Алексей и Юлия. — Пришли первый раз. Очень нравится, мы еще не видели так много людей и никогда сами не участвовали в подобном мероприятии. 

— С удовольствием иду сегодня в колонне, ведь смысл этого дня в том, чтобы поддержать народ, — улыбается Георгий Синяков, человек средних лет, в пальто и кепке. — Я помню, как еще в советское время отец водил меня, пятилетнего, на Первое мая. Он работал на заводе «Полёт», и я в колонне с рабочими регулярно ходил на первомайские и ноябрьские демонстрации. Мне кажется, раньше было веселее, хотя сейчас тоже хорошо. 

— Меня, по большому счету, сюда пригласили — поддержать коллектив, проявить солидарность, — признается Алексей Поздняков, преподаватель Омского колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта. — Мне с детства знаком этот праздник, раньше мы ходили на демонстрации всей семьей. Если сравнить, то сегодня идеология не та, и дух у людей не тот. Вроде бы пытаются восстановить то, что было, но вряд ли получится. Если честно, я уже не понимаю, зачем проводить такие массовые мероприятия, сейчас это просто очередной выходной. 

Следом за колонной демонстрантов шагает толпа поменьше. Полсотни молодых людей держат в руках разноцветные плакаты и выкрикивают лозунги: «Нет повышению цен на метро!», «Давайте идти помедленней!», «Надо что-нибудь поскандировать!». Это «монстрация» — пародийно-абсурдная художественная акция, которая перебралась в Омск из Новосибирска и более-менее успешно проходит здесь уже во второй раз. 

— Наш лозунг означает, что мы за качество мобильной связи, — объясняет автор транспаранта «За связь без брака» Дмитрий Васильев. — Что касается праздника Первого мая — для нас это возможность испытать ностальгию по советским временам. Меня родители носили на плечах на демонстрацию, мы праздновали, махали флагами, и я ни черта не понимал — что происходит. Сейчас то же самое — я пришел и ничего не понимаю, поэтому для меня это напоминание о детстве. 

Негласный принцип «монстрации» — отсутствие мата, алкоголя и политики. В остальном — полная свобода. Один из участников посвятил свой транспарант математическому анализу: «Не поел каши — не понял Коши», другой — любимому фильму «Зелёный слоник»: «Братишка, я тебе покушать принес». Некоторые лозунги несут менее очевидный смысл, один и вовсе записан с помощью четырех иероглифов явно неземного происхождения. 

— Это программа действий, она понятна только посвящённым. Первый иероглиф обозначает «молодость», второй — «птица, вылетевшая из гнезда», третий — «знания, которые мы накопили», а последний — «ребенок, стоящий у двери своего дома». Вот и думайте, что это обозначает, — рассказывает автор плаката Сергей Костарев, попутно объясняя смысл своего участия в акции. — Праздник должен давать людям возможность пр
оявлять свои лучшие качества. Я считаю лучшим качеством способность быть оригинальным и необычным. К сожалению, таких людей не много, но они есть.

Скандируя «Мы идём под землю!», толпа «монстрантов» спускается в подземный переход, поднимается на другой стороне проспекта Маркса и располагается на Театральной площади. Откуда-то появляются гитара и небольшой барабан, и «монстрация» переходит в музыкальный формат. Рядом расположились представители «Сибирской конфедерации труда», которые в этот день вышли с красно-черными флагами и лозунгом «Хватит плакать. Организуйтесь!». Со стороны Ленинской горки слышны митингующие коммунисты. 

Тем временем главная колонна уже свернула на площадь Бухгольца, где возвышается сцена. Там ждут своего часа актеры праздничной программы, а звукорежиссер последний раз проверяет микрофоны, которые через несколько минут передадут пятнадцатитысячной толпе торжественные слова: старшему поколению — благодарность за сделанное, молодежи — просьбу не уезжать из города, самому городу — обещания инвестиционной привлекательности и экономического развития, горожанам — поздравления с праздником Весны и Труда. Площадь загудит от оваций, над головами замечутся огромные флаги, затрещат барабаны и запоют оркестровые трубы, звуки праздничного марша заглушат хрип мегафонов. 

Через некоторое время всё стихнет, люди понемногу разойдутся, и вскоре об огромном параде будет напоминать только гонимая ветром, летящая над землей связка воздушных шариков.

ОмскПресс