Стихии тихии неподвластен уровень надёжности

Обратите внимание

Стихии тихии неподвластен  уровень надёжности

Штормовое предупреждение, пришедшее 18 июня в омское отделение МЧС за две минуты до начала разгула стихии, не позволило никому всерьез подготовиться. Тем не менее, серьезных последствий урагана удалось избежать. Что это, счастливая звезда над Омском или готовность всех служб к любым природным катаклизмам? Скорее – второе.

Стихия устроила омским энергетикам самую серьезную проверку на прочность, которую они, стоит отдать им должное, с честью выдержали. Новостные блоки Центрального ТВ прогнозировали, что на устранение последствий урагана омичам понадобится не менее недели, однако уже утром следующего дня электричество было подключено везде. Чего это стоило энергетикам, рассказал «Вечерке» заместитель директора по техническим вопросам, главный инженер филиала МРСК Сибири – Омскэнерго Анатолий Козлов.

– Анатолий Павлович, когда вы получаете штормовое предупреждение заблаговременно, какие меры принимаются вами в первую очередь?

– Во-первых, по всем подразделениям объявляется повышенная готовность: все работы, которые ведутся на линиях электропередачи и энергообъектах, завершаются, а запланированные – откладываются. Во-вторых, готовятся техника и персонал – все находятся в ожидании. Возможность избежать инцидентов никому не гарантирована.

– В этот раз времени на подготовку не было…

– Тем не менее, мы справились, несмотря на серьезность ситуации. В результате шквального ветра произошли аварийные отключения в четырнадцати районах области: были обесточены 74 линии электропередачи, изза чего частично или полностью отсутствовало электроснабжение в 111 населенных пунктах. По области были повреждены или полностью разрушены 133 опоры линий электропередачи и произошло более 390 обрывов проводов. Самый сильный удар стихии пришелся на Саргатский, Таврический и Черлакский районы, поэтому именно там отключений было больше всего. Для восстановления электроснабжения были задействованы 67 ремонтных бригад и около 200 единиц специальной техники. Несмотря на огромный объем работ, к вечеру пятницы основные повреждения были устранены. Последствия стихии энергетики устраняли совместно с органами местного самоуправления и подразделениями МЧС. В работе по восстановлению электроснабжения принимали активное участие специалисты ОАО «Омскэлектросетьремонт».

Наиболее серьезный инцидент произошел на линии электропередачи, питающей железнодорожный транзит Иртышского направления. Ураганным ветром было разрушено 14 бетонных опор. Мы запитали тяговую подстанцию по резервной линии – сбоев в движении составов по этой линии не было. Сейчас на этом участке ведутся ремонтно-восстановительные работы. Планируем их завершить до конца текущей недели. Первая партия опор из Новосибирска уже пришла, остальные – на подходе.

– На линиях электропередачи стоят усиленные опоры?

– Да, они рассчитаны на ветер до 50 м/сек. Последний раз такое повреждение опор, как 18 июня, наблюдалось лет 30 назад.

– А почему они доставляются из Новосибирска?

– Это ближайший завод опорных конструкций. Подобное производство требует особых условий: для изготовления опоры на металлические кольца наращивается прочный бетон и после просушки готовые опоры подвергают специальным испытаниям на излом. Срок службы таких опор составляет 50 лет.

– В Омске ураган особо и не почувствовался, не считая поваленных деревьев, сорванных рекламных щитов и торговых палаток. А в сельской местности было иначе?

– В селе Егорьевка Кормиловского района все 24 дома остались без электричества из-за рухнувших 12 опор. Так как их восстановление займет много времени, нами было принято решение привезти в село передвижную дизельную электростанцию и дизель генератор(например, на сайте in-green.com.ua). Здесь стоит оговориться, что в первую очередь мы стараемся решить проблему с подключением социально значимых объектов, таких как больницы, школы, детские сады, дома-интернаты, административные структуры и связь.

– Анатолий Павлович, из-за урагана Омскэнерго понесло существенные убытки, и на ликвидацию последствий, судя по всему, потребуются немалые средства. Это как-то скажется на потребителях?

– Однозначно, нет. В этом году это уже второй случай стихийного бедствия. Помните 21 мая, когда выпал мокрый снег? Он налипал на листву, деревья не выдерживали тяжести снега и падали на линии электропередачи, обрывая провода. Тогда больше всего пострадали Тюкалинский и Саргатский районы. Так как значительных повреждений линий электропередачи не было, последствия стихии были ликвидированы в кратчайшие сроки. Тогда мы тоже затратили средства, но страховые выплаты практически перекрыли все расходы. Сейчас ситуация, конечно, намного сложнее: только затраты на восстановление 14 опор железнодорожного перегона, о которых я уже упоминал, составят порядка четырех миллионов рублей. Какую-то часть расходов перекроет страховка, а какую-то придется изыскивать из собственных средств.

– Но ведь у вас все расходы регламентированы тарифом, который утверждает РЭК?

– Вы правы, наша деятельность регулируется Региональной энергетической комиссией. Она устанавливает тариф на транспортировку электроэнергии, в котором определены затраты на капитальный ремонт оборудования. Других источников дохода, помимо тарифа, у нас нет. Придется корректировать программы модернизации и реконструкции оборудования, а также программу капитального ремонта сетей.

– А это не скажется на безопасности?

– Разумеется, нет. Во-первых, в каждом подразделении у нас существует как аварийный, так и текущий запас оборудования, который мы восполняем по мере расходования. Во-вторых, в программе капитального ремонта есть объекты, которые пока не выработали свой ресурс, но запас остался небольшой. Они внесены в план, но, если образно выразиться, «не горят» и вероятность их повреждения минимальна. За счет этих средств будем перекрывать свои расходы.

– А компенсацию за упавшие деревья вам никто не должен?

– Если только стихия. Упавшие деревья для нас одна из самых больных тем. Несмотря на наши предписания, что в деревнях и поселках требуется подрезка крон, выпиловка старых деревьев, работа выполняется не в том объеме, который необходим для предотвращения инцидентов. Дело в том, что может произойти режим замыкания на землю через дерево. Прикосновение человека к этому дереву – прямая угроза жизни. Поэтому наше взаимодействие по этому вопросу с органами местного самоуправления необходимо переводить на иной уровень.

И коль речь зашла о деревьях, мне бы хотелось поблагодарить жителей Омска и области, которые работали наравне с нашими сотрудниками, помогая распиливать и убирать поваленные зеленые насаждения. Огромное всем спасибо.

– И вам спасибо за беседу, Анатолий Павлович.

 

Галина КАРЕЛИНА

ОмскПресс