Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
24
мая
пт
Утро +10
День +23
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD64.50 64.90
EUR72.10 72.20
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

«Замрите, люди, это Пьеха поёт о Тане...»

«Замрите, люди, это Пьеха поёт о Тане...»
Вот уже несколько лет в холле на третьем этаже Омской областной государственной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, по соседству с отделом искусств, висит неброская картина в обычной деревянной раме, покрытой белилами.
20.02.2013 16:37
Поделиться:

Вместо предисловия

Лицо женщины, нарисованной гуашью и пастелью, хорошо всем знакомо. Это народная артистка СССР, легенда отечественной эстрады Эдита Пьеха. Всё та же стройная, словно точёная, фигурка, всё те же аккуратно уложенные тёмные волнистые волосы, всё тот же внимательный взгляд. Казалось бы, обычный портрет знаменитости, выдающейся певицы, - вот и белые розы вокруг неё на полотне. Разве что настроение у героини не концертное, не приподнятое, напротив, глаза выдают грусть и боль...

И спустя какое-то мгновение, вглядевшись в картину, вернее в детали, изображённые художником на заднем плане, понимаешь, что её сюжет совсем не о славе эстрадной звезды, не о зрительских симпатиях и всенародном обожании талантливой исполнительницы. Повод, заставший живописца взяться за работу, скрыт совсем в другом, и он - печальный... Силуэты города на Неве на фоне грозовых туч, клин белых журавлей в тёмно-синей вышине, светлыми штрихами высвеченные в темноте кресты и пирамидка солдатского обелиска, а чуть ближе к певице, присевшей на колени, резкие очертания кладбищенского памятника и траурная чёрная лента с надписью: «Таня Савичева».

Эти имя и фамилия, конечно же, о многом говорят людям старшего поколения, на долю которых выпала страшное военное лихолетье. Хорошо знает об этой девочке и большинство жителей Северной столицы, по-прежнему считающих себя ленинградцами. Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой стал одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе против нацистских преступников, их зверств. В этом дневнике всего девять страниц, и на шести из них - даты смерти близких Тане людей - сестры, бабушки, брата, матери... Разумеется, это имя совсем не безразлично Эдите Пьехе, считающей, несмотря на парижские корни и польское детство, Санкт-Петербург родным городом. Знатоки же творчества певицы, её поклонники могут вспомнить и добавить, что в её репертуаре была песня, которая так и называлась - «Баллада о Тане Савичевой». Именно эта песня вдохновила когда-то омского художника, участника Великой Отечественной войны Николая Афанасьевича Кузьмина на создание образа певицы, скорбящей у могилы Тани Савичевой. О судьбе этого произведения и о тех, кто прямо или косвенно был причастен к появлению картины, её «хождению в народ» - эта история.

Певица

- Как и многие ленинградцы, я была уверена, - призналась Эдита Станиславовна в своих воспоминаниях, размещённых на личном сайте, - что Таня Савичева похоронена на Пискарёвском кладбище...

Развеять этот миф и узнать о том, где на самом деле похоронена девочка, ставшая символом блокадного Ленинграда, ей помог случай. В 1976 году радиостанция «Юность» пригласила Эдиту Пьеху совершить поездку с концертами по студенческим строительным отрядам. «По дороге в Лукоянов Горьковской области (теперь Нижегородской) наша машина вдруг свернула с шоссе, - рассказывает певица, - и остановилась у маленького сельского кладбища рабочего посёлка Шатки, где, как оказалось, лежит моя землячка Таня Савичева... Я была потрясена...»

Выяснилось, что в 1943 году по дороге жизни через Ладожское озеро в Шатки был вывезен детский дом № 48. Среди 125 истощённых и больных ребятишек находилась и Таня Савичева. Девочка была тяжелобольной: помимо дистрофии, цинги и нервного потрясения у неё был прогрессирующий туберкулёз. Из всех эвакуированных воспитанников именно ее не удалось поставить на ноги, не удалось спасти. Савичева умерла через год в инфекционном отделении Шатковской районной больницы. Но нашлись архивы, нашлись люди, которые знали её и помнили. Санитарка Анна Михайловна Журкина, до последнего дня ухаживающая за больной Таней, присматривала и за её могилкой, которая оказалась рядом с местом, где были похоронены родные Журкиной...

«Боже мой, что только не перечувствовала я в тот день у памятника Тане! - вспоминает Пьеха. - Ведь мы с нею почти ровесницы... И здесь же у меня родились строчки: «Моя землячка Савичева Таня, прости, что не пришла к тебе с цветами...» Но я дала себе слово, что обязательно вернусь сюда ещё раз...»

Эти строки поэт Виктор Гин (Гинзбургский), автор слов многих популярных песен, например таких, как «Дарите женщинам цветы», «Не говорите мне о нём», «Зорька алая», «Поговори со мною, мама», оставил в тексте песни о Тане:

Моя землячка Савичева Таня,

Прости, что не пришла к тебе с цветами.

Не знала, что тебя я встречу здесь,

Где слева лес и справа лес.

Где эти строчки на твоей могиле

Меня огнём блокады опалили.

В глуби России, от Невы не близко,

Теперь здесь навсегда твоя прописка...

Песню писал не случайный человек. Виктору Борисовичу, родившемуся незадолго до начала Великой Отечественной в еврейской семье в Гомеле, трагическая тема войны была очень близка. Чудом в конце сорок первого Гинзбургским удалось перебраться в Орёл, который также находился под фашистской оккупацией. Но семье удалось прожить там три года и уцелеть. Писатель позднее комментировал это так: «Мы - выходцы с того света».

Музыку к «Балладе о Тане Савичевой» написал прекрасный композитор, народный артист СССР Евгений Дога. Уже через пару месяцев премьера песни состоялась на Центральном телевидении. А потом Эдита Станиславовна Пьеха получила приглашение из Шатков - красивого, уютного посёлка, раскинувшегося на семь километров вдоль реки Теша...

Необычный концерт-реквием, концерт-благодарность проходил на большой поляне, на которой собрались не только шатковцы, но и жители многих окрестных деревень. Нижегородская земля в годы войны приняла и приютила тысячи ленинградских ребятишек, вывезенных из осаждённого города. Поэтому самые почётные места в первых рядах, по рассказам певицы, были выделены тем, «кто выхаживал маленьких блокадников, а также тем, кто много лет спустя взял на себя немалый труд восстановить трагическую историю Таниной жизни».

После этого концерта Эдита Станиславовна обратилась к собравшимся с предложением начать сбор средств на строительство в Шатках памятника Тане Савичевой и всем детям войны, разделившим её трагическую судьбу. Первым взносом стал сбор от её концерта. Инициативу певицы сразу же подхватили все жители посёлка, а затем и области, был создан специальный Фонд, на счёт которого стали поступать средства из других городов - от людей, узнавших историю необычной песни. И в мае 1981 года на небольшом сельском кладбище появился памятник ленинградской девочке Тане Савичевой - стела с бронзовым барельефом на надгробье из красного мрамора (авторы - скульптор Холуева, архитекторы Гаврилов и Холуев).

Художник

Песня «Баллада о Тане Савичевой» до глубины души взволновала и омского художника Николая Кузьмина. К сожалению, вот уже больше десяти лет, как Николая Афанасьевича нет. Он умер в 2002 году, ему было 82 года. Он не был коренным омичом, его родители переехали в Омск, когда ему было 16 лет. В 1938 году Николай поступил в Омское художественное училище имени Врубеля, но учиться помешала война. Демобилизовался старшина Кузьмин лишь в 1946 году. Вернувшись в Омск, устроился в товарищеский кооператив «Художник», погрузившись в творческую стихию. В 1967 году его приняли в Союз художников СССР.

График по призванию, Кузьмин много работал над плакатами, оформлением книг. Среди его последних работ - серия «Подвиг на островах» о десантных боях на Курилах, а также рисунки, посвященные Петру Ильичёву - омичу, Герою Советского Союза, повторившему в августе сорок пятого в боях с японскими захватчиками подвиг Александра Матросова. Оставил художник о себе память и в книге «Солдаты Победы», в которой собраны фамилии омичей, участвовавших в Великой Отечественной войне и живыми вернувшихся с полей сражений. И не только краткой справкой. На форзацах этой книги помещены два фрагмента из его триптиха «Кто с мечом к нам...»

Можно только догадываться, какие чувства испытал художник-фронтовик, услышав однажды песню-реквием в исполнении Эдиты Пьехи о мужестве двенадцатилетней девочки, о её желании жить...

...Моя землячка Савичева Таня,

Прости, что не пришла к тебе с цветами.

Но песню я хочу оставить здесь,

Где слева лес и справа лес.

Где на твоей могиле детский почерк

Назло смертям сказать о жизни хочет.

Может быть, она разбередила его воспоминания о погибших в боях друзьях-товарищах или болью заныла в старой ране, а может быть, заставила вновь прожить те страшные мгновения, когда на фронте он и сам был на волосок от смерти... Но наверняка в это время Николай Афанасьевич уже знал, какой будет картина, какие мягкие, сдержанные краски он для неё выберет. Работу над портретом Эдиты Пьехи у могилы Тани Савичевой художник закончил в 1982 году, он дал произведению простое, но очень ёмкое название - «Песня о детях войны». Однако до того как художник сделал на нём последние штрихи и поставил в углу свой автограф, в его жизни случилось немало событий и встреч, в том числе была встреча и с Эдитой Пьехой. С известной певицей его познакомила врач Людмила Доронина, создательница уникальной омской фониатрической школы.

Врач

Сегодня имя Людмилы Михайловны Дорониной известно далеко за пределами Омска, её передовые методики сбережения и лечения голоса внедряют в практику фониатры во многих российских городах и за рубежом. О высоком профессиональном уровне Дорониной и её авторитете в медицинском сообществе более чем красноречиво говорят ее почётные звания, многочисленные награды и высокие титулы.

«Службе Дорониной», как называют омичи фониатрический центр, уже более 35 лет. За минувшие годы фониатры и фонопеды приняли около 400 тысяч пациентов - людей очень разных по возрасту, уровню образования, социальному положению и профессии. Пациентами доктора Дорониной побывало множество звёзд эстрады и сцены. В их числе Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Анне Вески, Вилли Токарев, Евгений Петросян, Ярослав Евдокимов, Олег Басилашвили, Ксения Георгиади, Игорь Николаев, Михаил Турецкий и многие другие исполнители, приезжавшие в разные годы в Омске на гастроли. Людмила Михайловна бережно хранит фотографии многих знаменитостей с автографами и дарственными надписями. Есть среди них и фото Эдиты Пьехи со словами благодарности Дорониной, написанными рукой певицы: «Спасибо Вам за любовь к Вашему искусству».

Эту фотографию Эдита Станиславовна подарила Людмиле Михайловне в феврале 1979 года. А ведь тогда Доронина ещё мало кому была известна: молодой лор-врач всего лишь три года руководила созданным ею в городской поликлинике № 6 фониатрическим кабинетом, весь штат которого состоял из неё, медсестры и санитарки. Однако именно с того времени между Пьехой и Дорониной завязалась тёплая дружба. Приезжая в Омск с концертами певица всякий раз заглядывала на огонёк к доктору, непременно - с букетом роз, подчёркивая при этом, что цветы - не из тех, что надарили благодарные зрители, что букет она специально заказывала в салоне...

На сцене Эдита Пьеха, как всегда, была великолепна! В один из приездов Доронина и познакомила Николая Афанасьевича Кузьмина (он тоже лечился в фониатрическом центре) с неподражаемой артисткой. Картина, которую нарисовал художник-фронтовик, Эдита Станиславовна видела: какое-то время она висела у Дорониной дома, потом в фониатрическом центре. Видимо, Кузьмин рассчитывал, что Пьеха, оценив почерк мастера, закажет ему свой портрет, но по каким-то причинам этого не произошло. Картина же «Песня о детях войны» была подписана Людмиле Михайловне - доктору, возвращающему людям голос...

Фониатрический центр много раз менял свою прописку в Омске, вместе с коллективом переезжала на новые площади и картина. Но однажды Доронина решила, что это произведение должно стать достоянием города, и 12 февраля 2009 года в торжественной обстановке передала картину в дар государственной научной библиотеке имени А. С. Пушкина.

Омск, Санкт-Петербург, Шатки (кстати, Пьехе присвоено звание почётного гражданина этого рабочего посёлка) - как далеко друг от друга эти точки на карте страны, но как многое их, оказывается, связывает!

Вместо постскриптума

«Нелюбимых песен я никогда не пела, - написала Эдита Станиславовна в воспоминаниях. - Невозможно петь песни, которые тебя не тронули. Показатель простой: мне показывают песню, я слушаю, говорю: «Не знаю, я не смогу петь...» Или чувствую - мурашки по телу, знаю - всё, это моя песня, я её донесу до людей. Иначе не может быть, потому что все песни выстраданные, вымученные...Они мои, родные... Каждая песня - моё дитя. Я её выношу публике на чистых, раскрытых ладонях...»

Это признание с полным правом можно отнести и к песне «Баллада о Тане Савичевой», о которой у поэтессы Ирины Ямщиковой-Кузьминой (уроженки Нижегородской области, живущей ныне в Санкт-Петербурге) есть такие строчки:

...Над тишиной разносит эхо,

Стучится в душу, сердце, память.

Замрите, люди, это Пьеха

Поёт о Тане...Тане...Тане...

Кстати

В марте 2013 года исполнится 70 лет, как была закрыта Дорога жизни - единственная автодорога, проложенная по льду Ладожского озера. Во время Великой Отечественной войны это была единственная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной. Она действовала с 12 сентября 1941-го по 30 марта 1943 года. За этот период по ледовой Дороге жизни было эвакуировано около 89 тысяч человек, перевезено более 200 тысяч тонн различных грузов.

Просмотров: 2166
Для печати Отправить другу На главную
Другие новости на тему:

Читайте также:

Изображение

Директор Омской драмы заработал за год более 5 млн рублей

Из руководителей учреждений культуры у него оказался самый большой доход.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик