Где взять деньги?

Политика

Где взять деньги?

Несмотря на обширную повестку дня, включавшую свыше 40 вопросов, очередное пленарное заседание Омского городского Совета главным образом касалось проблем пополнения бюджета. Почти половина вопросов была связана с утверждением долгосрочных целевых программ.

Внесли депутаты очередные изменения в текущий бюджет города, повысив доходную и расходную части за счет межбюджетных трансфертов, поступивших из вышестоящих бюджетов. В итоге основные параметры муниципального бюджета-2012 составили: доходы – 13 393, 218 млн рублей, расходы – 14 306 461,2 млн рублей при дефиците в 913,242 млн рублей.

Сравним эти показатели с параллельно рассматриваемым бюджетом на 2013 год, его параметры куда скромнее: доходы – 11 554, 778 млн рублей; расходы – 12 425, 840 млн рублей; дефицит – 871 061 млн рублей, или 10% от общего объема доходов бюджета. Кстати, доходы и расходы будущего бюджета почти на миллиард рублей выше изначальных показателей бюджета-2012. Не исключено, что к исходу 2013 года итоговые показатели муниципальной казны за счет вливаний из федеральных и региональных источников существенно превысят стартовые показатели, которые ни у кого не вызывают энтузиазма. Впрочем, наши собеседники убеждены, что сложную финансовую ситуацию можно улучшить. При условии, что муниципалитет будет грамотно использовать все имеющиеся возможности.

Комментарии

Василий Мамонтов, первый заместитель председателя Омского горсовета:

– Депутаты рассмотрели во всех комитетах все целевые программы. Наша функция была рассмотреть и одобрить. Без одобрения депутатов финансирования не должно быть в принципе. Например, по муниципальной программе образования были небольшие сокращения, но они нивелируются федеральной программой модернизации. Там заложены большие деньги, в частности, с целью сделать современные пищеблоки в школах, обновить компьютерную технику. В сумме на программу образования за счет федеральных средств поступит больше финансовых средств. А те минимальные средства, что срезаны с муниципальной составляющей программы образования, пойдут на другую важную социальную задачу – газификацию Ленинского округа. Эта работа будет выполняться в рамках софинансирования с бюджетом Омской области. В бюджете на следующий год предусмотрен программный метод его исполнения, и это всегда лучше. Хотя бы потому, что по Бюджетному кодексу мы не можем получить деньги из вышестоящих бюджетов. А на какую-либо программу мы можем получить софинансирование. Действительно, бюджет у города скромный, но мы никогда и не видели у города хороших бюджетов. Тем не менее, бюджет и целевые программы всегда направлены на выполнение социальных целей. Нужно грамотно работать с федерацией по целевым программам, там это приветствуют. Федерация дает средства на программы под ясные, понятные цели. Только при этом условии мы получим дополнительные средства.

– Можно ли истолковать ваши слова так, что на муниципальном уровне все резервы дополнительного финансирования исчерпаны и вы обратили взор в сторону областного и федерального уровня власти?

– На муниципальном уровне ресурсов еще много, но, чтобы их задействовать, нужно время. Например, налог на землю – один из основных налогов, земля еще в кадастр не вошла, многие дома большие еще не платят налога за землю. Мы также понимаем, что зарплата будет расти, расти будет и налог. Кроме того, будем стараться вывести все заработные платы из тени. Это тоже серьезный резерв увеличения поступлений в бюджет. В ближайший год трудно будет за счет этого повысить бюджет, но работать на будущее совершенно необходимо.

Инна Парыгина, заместитель мэра Омска, директор департамента финансов и контроля:

– С чем связано повторное обращение горсовета в Заксобрание о создании совместной рабочей группы?

– В этой связи все наши инициативы направлены на изменение налогового и бюджетного законодательства в части повышения собственной налогооблагаемой базы по, скажем так, перераспределениям доли отчислений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта либо в федеральный бюджет, и мы хотели бы, чтобы нас поддерживала и законодательная власть. В данном случае – Законодательное собрание Омской области. Мы хотим конструктивного диалога.

– Муниципалитет хочет обращаться в Совет Федерации, в Государственную думу от имени региона?

– Да, мы хотим обращаться туда от имени субъекта Федерации. Никакой политической составляющей нет в том, что мы просим перераспределить часть федеральных налогов в пользу бюджета муниципальных образований. И мы будем обращаться как через АСДГ, так и через сообщество финансистов со своей стороны. Ну и субъект Федерации не должен оставаться в стороне от решения всех задач муниципалитета, не обеспеченных финансированием.

– У вас есть надежда на реальный результат?

– Я думаю, да. Предвыборное обещание Вячеслава Викторовича Двораковского в отношении изменения в сторону муниципалитета в части каких-то доходов уже возымело результат. Государственной думой буквально на днях направлен в Совет Федерации федеральный закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. И в нем оговорено, что штрафы за нарушение муниципальных правовых актов будут зачисляться уже с 1 января 2013 года не в доход бюджета субъекта Федерации, а в доход местного бюджета. Соответственно, это будет стимулировать наши органы власти более эффективно работать. В этом законе много позиций в пользу как раз муниципалитета. В частности, предусмотрено и отчисление части доли акцизов, поступающих в бюджет субъекта Федерации, для формирования муниципальных дорожных фондов с 1 января 2014 года. Там ряд инициатив одобрен. А вот инициатива, в свое время предложенная Вячеславом Викторовичем, уже услышана федеральными законодателями. Таким образом, с 2014 года в бюджет поступят отчисления от акцизов, а с 1 января 2013-го – штрафы за нарушение правил благоустройства, это уже принято.

ОмскПресс