Бег в страну, которую потеряли

Культура

Бег в страну, которую потеряли

Театр драмы первого декабря представил премьеру спектакля «Бег» – булгаковскую трагедию поколения в атмосфере восьми снов.

Крайние обстоятельства

На сцене разворачивается история человеческих судеб, «завязанных в один узел» страшными реалиями Гражданской войны. Действие мечется из Северной Таврии в Севастополь, Константинополь и Париж, мечутся и герои, когда приходится выбирать между любовью и спокойствием, бежать от нищеты в унижение, утопать в тоске и муках совести. Булгаковский тщательно выверенный, пронзительный текст – какое счастье, что постановщики спектакля с первых же сцен избавили от мучительного опасения: а вдруг очередной театральный эксперимент? Эксперимента меньше всего хотелось, да и трудно себе представить «Бег» в какой-то другой интерпретации, кроме булгаковской.

– Мне кажется, история про то, что от самого себя убежать нельзя. И дело здесь не в Гражданской войне, – замечает главный режиссер театра, постановщик спектакля Георгий Цхвирава. – Булгаков всегда решает нравственные проблемы: что такое человек, какой он. А Гражданская война – лакмусовая бумажка, она всё обостряет в человеке, ставит его в крайние обстоятельства, в которых и проявляется его суть.

Способы игры

Роли и характеры – вот главная прелесть спектакля. Терзания несчастного в своей жестокости генерала Хлудова – блистательная актерская работа Михаила Окунева. Не дрогнет ни один мускул на лице, но душа рвется наружу через интонации, в глазах читаются борьба и сумасшествие. И порой становится жаль этого человека, казнившего невинных. Неожиданный Евгений Смирнов в роли начальника контрразведки – скользкий, масленый и вежливый. Или Владислав Пузырников: его трогательный Голубков, сын профессора-идеалиста, «хороший человек». Влюблённый, но, испугавшись раскаленной иглы, показавший против любимой на допросе. Здесь нет ни одной картонной фигуры, здесь каждому приходится идти на сделку – с совестью ли, с принципами, жертвовать ли свободой внутренней и внешней. В спектакле занята практически вся труппа театра, и это тот случай, где проверяется актерское дарование, способность вывести на сцену не персонажа, но человека.

– Это живые люди, сложные, поэтому очень важно найти способ игры, – говорит Валерий Алексеев, играющий роль генерала Чарноты. – Мне нравится мой персонаж: он из тех людей, кто рождается, чтобы защищать Родину. Но постепенно уходит достоинство, приходит нищета, и ему приходится бороться с этим. Он из тех русских, которые не ломаются. Он бежит, но уже не может догнать прошедшее время. Это внутренний бег, как в колесе: старается убежать, но бежит на месте. Как во сне: мы не можем оттолкнуться, все замедляется, как в рапиде. Бежать, чтобы вернуться, бежать на Родину, бежать в иллюзию – потому что нельзя жить, когда все потеряно: Родина, армия, профессия. Чарнота говорит о себе: «Я теперь как летучий голландец». Потому что нет берега…

Георгий Цхвирава назвал новый спектакль в Театре драмы «трагическим балаганом», потому что никто не стоит, герои бегут, бегут весь спектакль. Потому что в одной постановке – разная музыка, разные страны и города, времена года и вероисповедания. И это, по словам режиссера, сочетание несочетаемого получилось очень гармоничным. Внутреннее содержание, людские душевные драмы очень точно вливаются в сценическое пространство, во внешнюю атмосферу восьми снов.

Художники

Атмосфера «бега во сне» создается и за счет внешнего оформления: балки, служащие то русским иконостасом, то константинопольским окошком кассы с афишами на разных языках, деревянные помосты, «кирпичная» стена задника. Стоит дать свет – и стена тает, выводя наружу призрак погибшего из-за красноречия вестового. Декорации «Бега» придумал Эмиль Капелюш – лауреат «Золотой маски» и премии «Золотой софит», работавший над полутора сотнями постановок в России, Англии, Швейцарии, Финляндии и других странах. А удачные костюмы в духе времени создал петербургский художник Юрий Сучков.

ОмскПресс