Президент отдал Аэропорт

Общество

Президент отдал  Аэропорт

Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о передаче в собственность Омской области госпакета акций ОАО «Омский аэропорт». Этого решения в регионе ждали уже давно: без него невозможно было приступить к завершению строительства аэропорта Омск-Фёдоровка. Директор действующего аэропорта Сергей Круглов уже заявил, что подаст в отставку сразу после того, как все документы по передаче прав собственности будут оформлены.

Смена режима управления

Одиннадцатого июня Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о передаче в собственность Омской области акций ОАО «Омский аэропорт». Глава государства постановил передать в собственность Омской области находящиеся в федеральной собственности 85,265% акций аэропорта для привлечения правительством региона инвестиций в размере не менее 7 476,75 млн рублей для завершения к 2012 году строительства аэропорта Омск-Фёдоровка в расчете на увеличение пассажиропотока до 700 000 пассажиров.

В настоящее время держателем контрольного пакета акций ОАО «Омский аэропорт» (85,265%) является Росимущество. Процесс передачи начнется после подписания соответствующего распоряжения Правительства РФ и завершится в течение шести месяцев. Как пояснил «Обозревателю» директор бюджетного учреждения Омской области «Дирекция строящегося аэропорта Омск-Фёдоровка» Михаил Берман, кроме контрольного пакета акций, также Омской области перейдут объекты недвижимости строящегося аэропорта Омск-Фёдоровка и земельный участок под ними. По его мнению, смена собственников придаст ускорение проекту строительства аэропорта Омск-Фёдоровка, так как переводит переговоры с инвесторами из разряда гипотетических в режим реального сотрудничества.

– До сих пор мы говорили о тех объектах, которые не являлись областной собственностью, – пояснил Михаил Берман. – А значит, распоряжаться ими у нас не было юридических оснований. После подписания акта передачи и вступления нового собственника в право владения будет проведен конкурс по привлечению инвестора для строительства аэропорта Омск-Фёдоровка.

 

Напомним, для реализации проекта областное правительство предлагает использовать девелоперскую схему залогового обеспечения, при которой инвестор после завершения строительства нового аэропорта получает в пользование земельный участок под действующим аэропортом Омск-Центральный (650 га). До этого момента земля под Центральным остается в федеральной собственности и является гарантией функционирования аэропорта.

Руководители областного правительства официально заявили о том, что предпримут усилия для сокращения сроков оформления необходимого пакета документов. В Указе Президента РФ обозначены конкретные сроки сдачи нового авиатерминала – к 2012 году. Кроме сроков, определены также условия реализации проекта – частно-государственное партнерство, финансовая емкость – около 7,5 млрд рублей и экономический эффект – увеличение годового пассажиропотока до 700 тысяч человек. По словам Михаила Бермана, обозначенная в документе сумма является расчетной, полученной на основании ТЭО 2001-го и 2008 гг. Однако, по его мнению, из-за случившегося финансового кризиса цена проекта может увеличиться. Конечный ценник определится в разработанном совместно с инвестором проекте. По докризисной версии экспертов, с учетом имеющейся уже инфраструктуры Федоровка оценивалась в 13,2 млрд рублей.

Перечень вероятных участников запланированного на нынешний год конкурса не разглашается. Одним из наиболее вероятных фигурантов можно назвать немецкую компанию HOCHTIEF AirPort GmbH, специализирующуюся на проектировании, строительстве и управлении аэропортов. Именно с данной компанией областное правительство в последнее время ведет активные переговоры. Известно, что сейчас немецкая сторона ищет девелоперскую компанию, которая сможет выступить партнером по проекту. В частности, рассматриваются игроки с двойным – российско-немецким – участием в уставном капитале.

 

Спор окончен

Подписанный Президентом РФ Указ можно также считать своеобразной победой областной власти в давнем споре с генеральным директором ОАО «Омский аэропорт» Сергеем Кругловым. Дискуссия с разным экспрессивным накалом и перевесом длится около десяти лет главным образом потому, что Сергей Круглов всячески противодействовал завершению строительства Федоровки. За время противостояния он использовал целый набор приемов против проекта. В СМИ регулярно публиковались открытые обращения коллектива ОАО «Омский аэропорт» к общественности, письма Президенту России. Минувшей осенью была объявлена забастовка с временной приостановкой работы аэропорта, проведение которой впоследствии в судебном порядке признали неправомерным. Кульминацией разбирательств стала встреча, состоявшаяся в октябре 2008-го в омском аэропорту, на ней в течение четырех часов стороны пытались доказать свою правоту. Однако и сейчас Сергей Круглов считает, что точку ставить рано:

– От указа до момента передачи акций аэропорта в областной бюджет пройдет не меньше полугода. В этот период я планирую, как и прежде, руководить жизнедеятельностью аэропорта и продолжать реконструкцию взлетно-посадочной полосы и здания аэровокзала. Когда же этот момент все-таки наступит, я самолично сложу свои полномочия, так как не согласен с планами строительства Федоровки.

— При смене основного собственника перемены в органах управления неизбежны, – считает Михаил Берман и предполагает, что правки коснутся управленческого звена, совета директоров, в итоге будет сформирована новая команда, которая, не дожидаясь строительства Федоровки, начнет работать на улучшение экономических показателей порта.

 

СПРАВКА

Возведение аэропорта Омск-Федоровка началось в 1982 году. Финансирование строительства государством было прекращено в начале 90-х годов. К тому времени взлетно-посадочная полоса была выполнена на 61%. Решение о возобновлении строительства аэропорта принято в 2001 году. В 2006-м создана дирекция строящегося аэропорта Омск-Федоровка. В 2007-м к решению проблемы строительства Федоровки был подключен Герман Греф, тогда занимавший должность министра экономики РФ. Пятнадцатого июля 2008-го Указом Президента РФ ОАО «Омский аэропорт» было исключено из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Одиннадцатого июня 2009-го Президент РФ подписал Указ о передаче контрольного пакета акций ОАО «Омский аэропорт» в собственность Омской области.

 

Сергей СЕРГЕЕВ

ОмскПресс