Эмир Кустурица:

Культура

Эмир Кустурица:

Вчера, 8 ноября, в Омске в составе группы The No Smoking Orchestra дал концерт культовый режиссер Эмир Кустурица. Перед тем, как подарить омичам незабываемое шоу, насыщенное духом Балкан, знаменитый серб посетил пресс-конференцию в баре «БОБ». Кустурица ответил на многие вопросы журналистов, и без шуток тоже не обошлось.

Скажите, какие ассоциации были у вас с Сибирью?

Эмир Кустурица: Для всех нас, живущих на Балканах, ассоциации с Сибирью – природа. Настоящая природа – в некотором смысле, без цивилизации. Поэтому я приятно удивлен, что здесь все изменилось. Я представлял эти места так, как описывал их Достоевский, но не как тюрьму. А потом увидел вас и понял, что в такой тюрьме я готов жить. Сегодняшний концерт – хороший шанс узнать друг друга. Отчасти я начал заниматься музыкой для того, чтобы узнать получше людей, насколько они разные в разных странах. Это как фильм, который имеет глаза.

Вы неоднократно говорили, что любите Достоевского и намерены писать о нем книгу. Почему именно Достоевский?

ЭК: Потому что Достоевский дальше всех ушел в развитии идей о человеке. Никто другой так не узнавал душу человека, как он. Нет другого писателя в мире, кто смог бы так отличить добро и зло, положительные и негативные черты человека. Никто с такой широтой не смотрел на человека, с сочувствием и переживанием. Очень обидно, что журнал Time Magazine который делал рейтинг «100 лучших писателей мира», не нашел места для него. Мы видим в этом факте пропаганду. Очевидно, он не отвечал потребностям западного мира. Он был монархистом по своей натуре, и он был таким человеком, каким и должен быть.

Эмир Кустурица:

У вас были планы посетить в Омске места, связанные с Достоевским. Уже посетили?

ЭК: Это случится завтра. Но, глядя на вас, тут, можно сказать, амбиент изменился. Сначала читаешь «Записки из мертвого дома», а потом оказываешься в такой торжественной обстановке, видишь при входе сюда мотоцикл BMW и понимаешь, что времена и условия жизни меняются.

Почему вы до сих не пор не сняли фильм по Достоевскому?

ЭК: Потому что не было условий. Уже есть. Я начал писать книгу, фактически сценарий для фильма, но пока это роман. Герои Достоевского отличаются от людей, которые живут сегодня в этом мире. Они были центром космоса, а сегодня герой – далеко не центр мира, а сама ситуация, психология ситуации. И я пытаюсь найти параметры сегодняшнего мира, чтобы вписать в тематику Достоевского.

В каком году вы в первый раз посетили Россию и не возникало ли желания переехать сюда жить?

ЭК: Впервые побывал в конце 80-х годов, когда началась перестройка. Посетил в 1989 году Московский кинофестиваль с фильмом «Время цыган». Я чувствую, что менталитет, привычки, культура похожа. Разница в том, что мы находимся ближе к Европе. Я не считаю, что это преимущество, это просто факт. И мне грустно замечать, приезжая в Москву, что она с каждым разом все больше и больше копирует Европу. К сожалению, это картина, которую я вижу и в других столицах. В Индии такое же вижу. Это заслуга Голливуда. Я бы не жил в России из-за плохого климата. Но если у человека есть проект, идея, то климат не остановит. Задача сделать фильм в России очень большая, и, наверное, когда буду делать фильм про Достоевского, то я приеду сюда жить, несмотря на климат. Заеду в Омск, потому что он с ним связан.

Эмир Кустурица:

В одном из своих интервью вы сказали, что музыка – наиболее близкое к кинематографии искусство. А какое, на ваш взгляд, наиболее далекое от кинематографии искусство?

ЭК: Самое далекое от настоящего кинематографа – Голливуд. Голливуд когда-то был центром мирового идеализма 50-х годов, а сегодня так далек от этого. К сожалению, когда я приезжаю в Москву, вижу что 90 % фильмов – голливудские. И тут осуществляется идея, что Брюс Уиллис – всемогущий человек. А он на самом деле никто. Я правда уверен в том, что он никто, поэтому считаю, что эти фильмы не стоят ничего. Однако это идеология, и она хорошо продается. Во время существования советской империи были исключительно пропагандистские фильмы, но хорошие. Если сравнить советскую и голливудскую пропаганду, то первая была лучше. Она отражала тяжелую жизнь, а голливудская пр
опаганда – наоборот, рекламирует легкую жизнь.

Расскажите о ближайших планах в кино.

ЭК: В апреле начну снимать фильм «Любовь и война». Он будет состоять из трех притч. Я вам коротко расскажу только первую. Один солдат в некоторой стране каждое утро привозит молоко в деревню, которую военные защищают от агрессора. Каждый день он проезжает 5 километров, чтобы взять молоко для солдат. И каждый раз, когда возвращается, он по дороге видит змей. Он думает, что они хотят молока, и наливает им немного. И так много раз. Когда война подходила к концу, он в последний раз отправился туда, где снабжался молоком, а на обратном пути вдруг появилась огромная змея, которая его обвила и не давала возможности двигаться дальше. Она его держала минут двадцать, а потом отпустила. Он был очень напуган, вернулся в деревню и увидел, что все солдаты, все люди убиты. Вывод делайте сами.

Как вы относитесь к наградам на кинофестивалях и стремитесь ли вы получить в свою копилку Оскар?

ЭК: Мне этого не надо. Я никогда не любил признание. Поэтому, наверное, и получал его.

Эмир Кустурица:

К замечательному фильму «Завет» музыку написал Стрибор Кустурица (сын Эмира — прим. ред.). К тому же, он сыграл там одну из ролей. Собираетесь ли вы еще привлекать его к съемкам и записям музыки?

ЭК: Он как раз будет писать музыку к новому фильму «Любовь и война». Раньше он играл в No Smoking Orchestra, но сейчас у Стрибора своя музыкальная группа, и мы стараемся не исполнять его музыку на концертах.

Скажите, Эмир, ведь у вас среди увлечений есть не только музыка и кино. Года три назад вы учились водить вертолет. Скажите, так ли это?

ЭК: Да, я хороший летчик. Сербия – страна маленькая и похожа на вашу: дороги очень плохие. И если человек хочет жить далеко от цивилизации, как Кустурица, в горах, то, конечно, ему нужно управлять вертолетом. Чтобы в Сербии было счастье, каждый дом должен иметь вертолет.

Расскажите про деревню, которую вы спроектировали и правда ли, что вы собирались поставить там памятник Джонни Деппу?

ЭК: Эта деревня существует, и не один год. И памятник Джонни Деппу существует уже два года. А сейчас я выстраиваю город между двумя реками – Дрина и Зава. Он посвящен Иво Андричу, нашему известному литератору, получившему Нобелевскую премию. Благодаря президенту Сербии (хотя на территории республики Боснии) мы сделали город из камня.

Эмир Кустурица:

У вас столько разных проектов. Что влияет на выбор того или иного направления?

ЭК: Это все родственные занятия – архитектура, режиссура, музыка, написание книг. Это все так или иначе строительство.

 

Текст: Виталина Дрозд, Наталья Мартюшева

Фото: Андрей Кутузов

ОмскПресс