Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
18
декабря
вт
Ночь −9
Утро −11
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD66.70 67.10
EUR76.05 76.24
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиБизнес в Омске

Ирина Павлова:

"Алекперов - это инженер новой социальной сферы"

Ирина Павлова:
В Омске в минувшую пятницу прошёл II Форум социальных предпринимателей. В рамках форума также был подписан меморандум о сотрудничестве между Национальным Фондом Социальных инициатив и Омским региональным центром инноваций социальной сферы. Он определяет систему взаимодействия и принципы сотрудничества по развитию социального предпринимательства в субъектах страны.
25.10.2012 10:45
Поделиться:

Руководитель Дирекции по развитию и поддержке социального предпринимательства Фонда "Наше будущее" Ирина Павлова рассказала ОмскПресс, в чём заключается суть пока необычного для нашей страны явления, которое называют социальным предпринимательством.

ОмскПресс: Ирина Анатольевна, всё-таки, "социальное предпринимательство" – это, скорее, ментальное понятие или экономическое?

Павлова: Социальное предпринимательство – это деятельность, направленная на решение или снижение социально проблемы. Такое предпринимательство ведётся на принципах финансовой устойчивости, инновационности и имеет потенциал к тиражируемости. Социальное предпринимательство – это своего рода новый механизм решения социальной проблемы. В то же время надо понимать, что предпринимателя должно что-то подтолкнуть к социальной ориентации своего бизнеса. Очень часто это какая-то личная трагедия, личные жизненные переживания. Поэтому здесь нет однозначного ответа на вопрос о том, какое это понятие – ментальное или экономическое, финансовое.

Я всегда говорю заявителям на получение поддержки нашего Фонда: соразмерьте, прикиньте, по плечу ли вам эта проблема? Взять к себе на работу человека с инвалидностью – это благородно, но нужно понимать этих людей, нужно соизмерять свой уровень готовности работать с людьми, у которых есть ряд особенностей, продиктованных их физическим состоянием. И настоящий социальный предприниматель умеет работать с ними, он просчитал свой бизнес так, чтобы у него не проседало производство, если тот или иной работник не выйдет сегодня на работу – а это может случиться, нужно понимать.

ОмскПресс: На каких предпринимателей ориентирован конкурс Фонда "Наше будущее"?

Павлова: Мы говорим о том, что конкурс ориентирован на всю Россию. 5% от всего населения страны, по разным экспертным оценкам, способно вести предпринимательскую деятельность. Это всё равно много, ресурсов нашего Фонда не хватит, какими бы большими они не были. С другой стороны, система прохождения проектов по конкурсу является дистанционным обучением. Мы не сразу сделали конкурс для всей России, мы три года работали в конкретных регионах, оттачивали эту методику, этот механизм отбора. По словам самих участников отбора, уже процесс заполнения заявок заставлял их по-новому взглянуть на свой проект, на свою идею, заставил обращаться их за получением дополнительных знаний. Сам конкурс организован таким образом, чтобы усилить компетенцию участников конкурса. Безусловно, мы сопровождаем их деятельность, но мы не решаем за самих предпринимателей их вопросы. Мы можем найти им правильных консультантов, правильных бизнес-тренеров, подсказать, к какому закону обратиться, в каком конкурсе поучаствовать дополнительно. То есть мы выполняем роль такого системообразующего центра.

Мы также выступаем и сами как социальные предприниматели – у нас есть Центр консалтинга и аутсорсинга "Наше будущее", который действует в шести регионах России. К 2015 году, согласно стратегии развития предприятия, эта цифра должна дойти до 15 регионов. В этом проявление социального предпринимательства: социальный предприниматель решает там, где до него никто не решал и при этом он знает, как её решить.

ОмскПресс: В чем заключается суть работы Фонда?

Павлова: В том, чтобы дать при старте проекта всю инфраструктурную поддержку, включая финансирования, консалтинг, информационное сопровождение, поддержку по разным вопросам, которые могут возникать, для того, чтобы человек, которых хочет своим трудом решать социальную проблематику, мог это сделать.

ОмскПресс: Насколько нам известно, у Фонда "Наше будущее" очень жёсткий отбор социальных проектов. Почему?

Павлова: Потому что, действительно, мы с разных сторон рассматриваем проекты, которые предприниматели подают на конкурс. Ведь, с одной стороны, они могут уйти в "социалку" на уровне благотворительности, а с другой стороны, могут уйти полностью в коммерцию, забыв о своей социальной миссии. И вот наша задача – в том, чтобы находить проекты, которые смогут сохранять социальную миссию, при этом реализуя свои предпринимательские элементы. Конкурс, который мы проводим, с 2011 года стал всероссийским, и теперь он проводится в режиме нон-стоп, то есть возможность подать заявку на конкурс есть всегда. После того, как заявитель предоставляет нам документы, он, по сути, проходит собственный этап отбора. Критерии одинаковы для всех, но их проходят в индивидуальном порядке – кто-то быстро может подать все документы, кому-то эксперты могут рекомендовать доработать пакет документов

У заявителя должно быть обеспечено 20% собственных ресурсов. Фактически если заявитель просит миллион, у него уже должно быть 200 тысяч. Это элемент если не воспитания, то, во всяком случае, разделения ответственности. То есть, когда вы получаете заёмные средства – они чужие, а здесь – вы разделяете ответственность, понимаете её, вкладываете не только свой труд, но и свои деньги в этот проект.

ОмскПресс: Доходность является обязательным условием получения поддержки Фонда?

Павлова: Конечно, ведь это бизнес. Предприятие производит услугу или товар, которую они реализуют на рынке, что приносит доход обратно в организацию, чтобы система существовала. По сути дела, этот проект должен быть самофинансируемым. Впрочем, говорить о больших дивидендах можно, наверное, лишь когда мы говорим о больших инновационных проектах. И то ориентироваться на высокую доходность нельзя: всегда первостепенной является социальная проблематика. И если мы говорим об устойчивой деятельности, у проекта должна быть возможность к тиражируемости: там, где есть аналогичная востребованность, этот элемент может сработать.

ОмскПресс: В США я видел примеры "социальных бизнесов", тесно увязанных одной цепочкой или сетью. Например, нам показывали дом для детей из неблагополучных семей. Такие дома фактически находятся в одной сети с ресторанами, где дети получают возможность социализироваться, общаться, легально зарабатывать. Есть ли примеры такого бизнеса у нас?

Павлова: Очень интересный проект был среди пилотных победителей – "Весёлый войлок". Они на сегодняшний день завершили возврат полученных ранее финансов и продолжают свою деятельность на сегодняшний день – это показывает, что проект финансово устойчивый. Это многодетная семья из Рыбинска Ярославской области, организовавшая мастерскую, которая обеспечивает работой многодетных или одиноких матерей. Женщины, оказавшиеся в таких социальных условиях, всегда могут рассчитывать только на помощь государства, и всегда эта помощь будет недостаточной. Их обучают ремеслу войлоковаляния, они производят красивые, тёплые, энергетически заряженные войлочные игрушки. Эти игрушки реализуются на рынке, что, с одной стороны, обеспечивает этих матерей работой, а с другой стороны – они занимаются, они самореализуются, вовлекают своих детей в совместное времяпрепровождение.

Другой проект – в Пермском крае, школа фермеров Вячеслава Горелова. Здесь проходят обучение фермерскому хозяйству и приобретают навыки ведения фермерской деятельности выпускники детских домов. На момент выхода из детского интерната, он им даёт понимание того, что такое фермерство, и только после того, как ребята осознанно говорят, что хотят этому учиться, он их берёт к себе, обеспечивает им проживание, регистрирует как глав крестьянско-фермерских хозяйств. Параллельно с обучением ребята производят продукцию, которую Вячеслав у них выкупает. Постепенно их хозяйства становятся самоокупаемыми. В перспективе у Горелова есть идея создать молодёжную агродеревню. Эти ребята, пройдя обучение, будучи главами фермерских хозяйств, уже являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, они могут самостоятельно заключать договоры, сбывать продукцию. Это ведь уже совершенно иной уровень отношений – они становятся новыми людьми. Сам Вячеслав Горелов – педагог с 30-летним опытом деятельности, этот опыт позволил ему соединить навыки ведения фермерского хозяйства и знание педагогики и психологии вот таких ребят – и создать такой проект. Этот проект очень востребован в России.

На сегодняшний день из 59 проектов, нами поддержанных, 29 касаются детей. Предлагаются разные форматы: начиная с детских садов и заканчивая группами кратковременного пребывания, вроде развивающих центров. Но нужно понимать, что сфера деятельности – это лишь механизм, посредством чего решаются социальные проблемы: и искусство, и восстановление традиций. Очень яркий пример этого – "Коломенская пастила", когда две инициативные женщины, воссоздав историю производства коломенской пастилы, применив все свои знания, компетенции, навыки, смогли возродить, по сути дела, старую часть города. Когда они к нам пришли на конкурс, у них работало девять человек. Сейчас у них трудится 65 сотрудников. При этом они работают с местным сообществом. Они дают работать местным бабушкам, которые приносят им яблоки, фрукты, которые вырастили сами.

ОмскПресс: Вновь возвращаясь к американскому опыту. Мне показалось, что там социальный бизнес – это нечто вроде инвестиций в собственное будущее, в собственную безопасность, в безопасность своих детей. Можно об этом же говорить у нас? Или в России социальное предпринимательство – это только проявления какого-то христианского милосердия, "рука помощи"?

Павлова: Вы затронули очень интересный момент. Само понятие инвестиций в себя, в будущее, в детей у нас пока неразвито. Я помню, как столкнулась с понятием инвестирования в себя ещё в институте и была удивлена ему, потому что мы рассматривали инвестиции как сугубо экономическое понятие, без социального подтекста. Сейчас я понимаю, что вы, скорее всего, правы – и там, на Западе, социальное предпринимательство – это инструмент влияния на общество, на среду. Но здесь надо делать скидку на то, что в США история предпринимательства куда как глубже, чем у нас. Фактически эта страна создавалась бизнесменами и основана на близких им принципах. У нас же самой идее предпринимательства 20 лет, и у нас эти особенности и эти взаимоотношения, и взгляд на предпринимательство в целом и предпринимательство социальное только складываются.

ОмскПресс: Тогда вопрос – а когда наше общество "дозреет" до такой системы?

Павлова: Мы идём к этому. Учредитель нашего Фонда Вагит Алекперов – это такой инженер новой социальной сферы, он демонстрирует, что можно инвестировать в социальное предпринимательство, он очень верит в этих людей. Можно поддержать, обучить, дать социальным предпринимателям инструменты для того, чтобы они самостоятельно создавали новую жизнь вокруг себя, реализовывали собственные проекты, потому что бизнес работает на принципах воспроизведения.

И, я думаю, чем больше будет успешных примеров такого бизнеса, тем больше будет убеждённости, что это классно и это здорово вкладывать деньги так, чтобы они работали и возвращались. Есть прототипы, мы будем прорабатывать их. Не исключено, что благодаря опыту, который будет наработан совместно с омской школой социального предпринимательства, первый подход к такой социальной штанге, как социальное инвестирование – будет удачным.

В этом году мы совместно с Агентством стратегических инициатив учредили и провели премию "Импульс добра", где наградили бизнесменов за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства. Все номинации этой премии – это инфраструктура, обеспечивающая развитие социального предпринимательства: там есть вузы, и СМИ, и фонды региональных поддержек, окологосударственные структуры, исследователи, и сами предприниматели, - всё, что работает на то, чтобы институт социального предпринимательства стал понятен, развит.

ОмскПресс: Взаимодействие с властью – это необходимость или приятное дополнение? У государства разве нет ревности к социально ориентированным предпринимателям? У нас всегда "социалка" была прерогативой государства и оно в эту сферу пыталось никого не пускать.

Павлова: Социальное предпринимательство стоит между бизнесом и благотворительностью. Власть заинтересована в появлении таких людей. Государство заинтересовано в развитии этой темы. Это видно на примере соответствующих законодательных актов, и введения "социально ориентированной некоммерческой организации" как термина. Государство субсидирует такую деятельность. Что мы сегодня видим – власть подтверждает, что она признаёт социальных предпринимателей и готова с ними работать. Мы можем говорить, что каждый из нас самостоятелен – но это будет неправда, потому что мы сильны, только когда мы востребованы, когда о нас знают и когда мы знаем, для кого мы работаем. Уже хорошо, что диалог с властью налажен, что есть система поддержки, что есть механизмы, инструменты взаимодействия. Когда эти факторы складываются, тогда и эффект получается синергетический. 

Просмотров: 4553
Для печати Отправить другу На главную

Читайте также:

Изображение

Бурков и омский бизнес подписали соглашение о сотрудничестве

Теперь они вместе будут развивать экономику региона.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик