Юрий Куклачёв открывает музей с бегающими и мяукающими экспонатами

Культура

Юрий Куклачёв открывает музей с бегающими и мяукающими экспонатами

Создатель Театра кошек после почти 20-летнего перерыва вновь посетил Омск. Народный артист России Юрий Куклачёв рассказал о живом музее, о Школе доброты и объяснил, почему на гастроли его четвероногие звёзды выбираются редко.

Русское чудо на родине

На гастроли по России Юрий Куклачёв и его артисты ездят редко. Сейчас Театр кошек, что на Кутузовском проспекте в Москве, закрыт на ремонт, вот Юрию Дмитриевичу и удалось выбраться в регионы. Хотя, как правило, это связано с риском. В одном городе организаторы не успели уведомить министерство культуры и приостановили продажу билетов, зал оказался полупустым. Куклачёв не растерялся и велел пригласить малышей из детских домов. В итоге сыграли благотворительный спектакль, зато ребятня ушла в восторге.

– Вы поймите, с нас же за все расходы одинаково берут, что с Михайлова – певца, что с Куклачёва – детского театра. А мы не можем детям на билеты такие же цены задирать, – делится артист. – Мы государственный театр, в Москве у нас есть социальные проекты, скидки, а здесь никто скидок не делает. Хотели два спектакля в Омске дать, а с нас опять аренду полностью просят. И это в понедельник, и не в шесть, а в три часа дня! Разве нельзя было сделать скидку? Отношение потребительское. Это детский театр, и такими вещами министерство культуры, по-моему, должно заниматься. Приезжает единственный в мире театр кошек, за три тысячи километров, со всем реквизитом… Почему нас японцы везут к себе, мол, смотрите, это русское чудо? Приезжаю к вам, а здесь парень, который все организует, своим карманом рискует. Понимаете? По-моему, относительно государственных театров и губернатору, и министерству культуры стоит пересмотреть позиции.

Пушистый музей

Театр кошек существует уже 20 с лишним лет, и Юрий Куклачёв постоянно находится в поиске. Теперь народный артист придумал Музей кошек, который откроется в его театре к концу года. Никаких чучел – в музее будут живые экспонаты:

– Кошки будут бегать, дети будут фотографироваться с ними… Я архитекторов и дизайнеров попросил так обустроить наше маленькое помещение, чтобы зрители сразу поднимались к кошкам и по пути немножко узнавали о них. Дома у меня живёт 30 кошек, а в театре всего 120 артистов. Но это теоретически, потому что, когда кот Борис проникает на женскую территорию… – смеется Юрий Куклачёв. – Так что, думаю, у нас на самом деле около двухсот кошек. Я всё боюсь, что их какая-нибудь инвентарная комиссия придёт считать.

Артист и учитель

До Куклачёва в цирке с кошками больше ста лет никто не работал. Себя Юрий Дмитриевич дрессировщиком не считает: говорит, кошек он не дрессирует, а играет с ними. В игре раскрываются исключительные способности каждого животного, и с их учётом рождается номер для каждого четвероногого артиста. Сорок лет Куклачёв работает с кошками, и все эти годы он за каждой ведет наблюдение. Записи артиста оказались настоящим научным трудом: Юрий Дмитриевич разработал собственный образовательный проект «Школа доброты», по которому проводит занятия в школах, детских садах и больницах и даже работает с детьми в колониях для несовершеннолетних и детских домах. И результаты – в примерах из жизни: ребенок, осуждённый за воровство, выйдя из спецшколы, отказался вновь воровать, потому что дал обещание дяде Юре и пожал ему руку.

– Воспитание кошки очень похоже на воспитание ребенка: и котенка, и ребенка легко напугать и обидеть, они сразу замыкаются. Котенок не может сказать, что ему не нравится, и начинает шипеть, а ребенок начинает плакать. И оба понимают игровое пространство: если начинают играть, забывают обо всём и раскрывают свои способности, – объясняет Юрий Дмитриевич. – Я начал работать по такой методике с кошками, потом со своими детьми – и каждый раскрыл свой дар. Он есть в каждом человеке с рождения, но жизнь устроена так, что внешняя среда постоянно сопротивляется, заглушая твой дар. То мама с папой поругаются, то в школе оскорбят. Вот так дар уходит, и человек не реализует себя. А я учу детей слушать себя, разговаривать со своим сердечком, чтобы человек жил по совести, нашел себя и занимался всю жизнь лю
бимым делом.

Народный педагог Куклачёв проводит параллели не только между ребенком и котенком, но и между учителем и артистом. Говорит, у этих профессий много общего: каждый один на один с публикой, у каждого – сценарий, написанный образовательной программой или драматургами. Вот только артист оставляет за кулисами свои проблемы, а учителя нередко выходят из образа:

– Почему учитель может прийти в класс и выплеснуть все на ученика, начать унижать, как будто враг перед ним сидит? Я помню таких педагогов в своем детстве, и это встречается сплошь и рядом. А ведь учитель – лицо нации, спасает духовное тело, – подчеркивает Юрий Куклачёв. – Если ученик будет хорошо знать физику, отлично сдаст ЕГЭ, а на самом деле он – подонок, который пролезет во власть, то учитель не справился со своей задачей. В помощь педагогам я даю в Москве упражнения психофизического тренинга, который преподают артистам: что такое образ, как его доносить, как сдерживать эмоции, сценическая речь… Ректор педуниверситета сразу понял мою идею. Я учу педагогов доносить материал до сердца ребенка.

 

ОмскПресс