Вход - Регистрация
  • Facebook
  • RSS
  • PDA Омскпресс
  • Вконтакте
  • Twitter
  • Виджет для браузера Опера
  • LiveJournal
  • Виджет для Яндекс
12
декабря
ср
День −22
Вечер −19
Бензин в Омске
АИ-9237.25АИ-9539.35
АИ-9843.00ДТ40.55
USD66.50 66.65
EUR75.78 75.74
 ПокупкаПродажа
CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

НовостиКультура в Омске

Свободные крылья русских художников

Живописные полотна из коллекции Третьяковской галереи около трёх десятилетий не выставлялись в Омске. На прошлой неделе музей с мировым именем наконец привёз нам часть своей коллекции. Выставка «O Dolce Napoli. Прекрасный Неаполь глазами русских художников» открылась 18 сентября в музее им. Врубеля.
26.09.2012 00:59
Поделиться:

Свободные бабочки

Проектом «O Dolce Napoli» Третьяковская галерея завершала год России в Италии в конце 2011 г. После солнечную выставку запросил Ярославский художественный музей, за ним - омский. В столице экспозиция была шире: наряду с полотнами русских художников, работавших в Италии в первой трети XIX века, зрители увидели живопись итальянских мастеров того же времени из собрания музеев Рима и Неаполя. На их сопоставление как раз и делался акцент.

Каждый воспринимает страну и ее жителей в силу собственного воспитания, своих национальных особенностей и веры - всё это накладывает отпечаток. Немецкие художники видели в Италии не то, на что обращали внимание русские. Об этом рассказала автор проекта «O Dolce Napoli», доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина:

- Можно ли было в то время изобразить подобную трастеверинку с картины Шамшина пляшущую русскую красавицу? Нет. Вспомним картины Венецианова - девушка с теленком, девушка с васильками... А вот такого раздолья, счастья, внутренней свободы все-таки не было. Ведь что с нашими происходило: они приезжали в Италию, над ними был начальник в Риме, надо было постоянно отчитываться, присылать свои картины. Это особенности Николаевской эпохи: за художниками продолжали следить строго и серьезно. И тем не менее, живописцы понимали: они далеко. Вот что важно творческому человеку - нельзя его пришпиливать, над ним не должны стоять чиновники. Одно дело Петербург, где ты как бабочка на булавке, и другое дело - Италия, Неаполь, где художники в буквальном смысле вдыхали воздух свободы, воздух счастья и солнца.

Восполняя пробелы

Солнцем полотна действительно будто пропитаны. И чтобы ощутить этот воздух свободы, окунуться в чистую зелень пейзажей и поймать собственные мечты об отдыхе на морском побережье, достаточно просто пройтись по двум залам с работами русских мастеров. Кстати, сравнить их видение с итальянским мироощущением у омичей не получится: в регионы картины, принадлежащие иностранным музеям, было не вывезти. Однако выставка в нашем городе от этого вряд ли пострадала:

- Прекрасно, когда одни и те же произведения существуют в разных контекстах. У экспозиции в Омске - свой поворот, - считает заместитель генерального директора Третьяковской галереи по экспозиционно-выставочной работе Андрей Воробьёв. - В богатом собрании музея им. Врубеля есть русское искусство XVIII века, и второй половины XIX века, и авангардная живопись, археология, прикладное искусство и так далее. А как раз работ из этого раздела - русского живописного пейзажа первой трети XIX века - если и есть, то не так много. Так что «O Dolce Napoli» отлично дополняет постоянную экспозицию, давая более широкое представление об истории искусства.

Проблема

Андрей Воробьёв: «Сейчас на государственном уровне существует идея о том, что известные федеральные музеи должны активнее представлять свои коллекции не только в крупных региональных центрах страны, но и в малых городах. И тут возникает общероссийская проблема. Нет залов с соответствующими условиями, нет передвижных конструкций, которые можно разбить в любом маленьком городке. Мы готовы показывать свою коллекцию в регионах. Но отсутствуют музейные условия, а мы не можем подвергать вещи такой опасности: все-таки музей работает на вечность. Мы должны думать о том, как эти трёхсотлетние вещи будут выглядеть еще через сто лет. И поэтому не можем никак допустить сиюминутной эксплуатации. Как будет эта проблема решаться - вопрос открытый и прежде всего финансовый, потому что надо создавать инфраструктуру».

Кстати

Выставка «O Dolce Napoli» демонстрирует не только неаполитанские пейзажи и портреты. Героиня картины Петра Шамшина «Пляшущая трастеверинка» на самом деле римлянка (Трастевери - старейший район Рима). Но портрет всё равно оказался в проекте, посвященном Неаполю, поскольку отражает дух итальянского народа, важный момент его жизни: ведь танцы с тамбурином можно было наблюдать не только в Вечном Городе. Еще один пример - «Итальянский пейзаж» Фёдора Матвеева. Никто точно не доказал, что на картине изображён именно Неаполь: нет ни Везувия, ни других чётких примет города.

Просмотров: 1288
Для печати Отправить другу На главную
Другие новости на тему:

Читайте также:

Изображение

Омичей приглашают на выставку картин из коллекции банка

В музее Врубеля представят работы омских художников 20 века.

Читать далее →
Справочник организаций
Организация, телефон, место
Справочник
Сетевое издание «Омскпресс» (18+).

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 67755 от 17.11.2016 г.

Учредитель: Харитонов Константин Николаевич.
Главный редактор: Чухутова Мария Николаевна.
Адрес редакции: 644042, Омская область, г. Омск, пр-т Карла Маркса, д. 20, офис 501, 8 (988) 253-57-79.
Электронный адрес редакции: redactor@omskpress.ru.
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: mary@omskpress.ru.
Для рекламодателей: adv@omskpress.ru
Счетчик